Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
суда в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А,
судей Фоминова Р.Ю, Чернышовой Н.И,
при секретаре судебного заседания: Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З.Д.П, З.Е.С. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 20 июня 2018 года по гражданскому делу по иску З, З, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней З, к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю,
установила:
З.Д.П, З.Е.С, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней З.С.Д, обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края (далее - Администрация), министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - МЖКХ) и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - Минфин) о признании права на получение государственного жилищного сертификата исходя из занимаемой принадлежащей доли (по 1/3 каждый) в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 56,4 кв.м, и включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), на получение государственного жилищного сертификата, исходя из занимаемой принадлежащей доли (по 1/3 каждый) в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 56,4 кв.м, ссылаясь на следующее.
Они и их дочь являются собственниками каждый по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, с.К, ул.Ф, д. (далее ? Домовладение N, Дом N и Участок N), однако они не зарегистрированы по данному адресу. Истец З.Д.П. зарегистрирован в принадлежащей его отцу З.ИМ. квартире N расположенной в доме N по ул.Т. г.Георгиевска Ставропольского края, а З.Е.С. с несовершеннолетней дочерью З.С.Д. - в принадлежащем ее матери Л.O.K. домовладении N по ул.К. с. К, Георгиевского района Ставропольского края.
Домовладение N попало в зону наводнения, произошедшего в период с 25.05.2017 по 28.05.2017, в связи с чем, они обратились в Администрацию с заявлением о включении их в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение государственных жилищных сертификатов. Однако им было отказано, поскольку на получение сертификатов имеют граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в жилых помещениях, пострадавших в результате ЧС.
Считают данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку, в силу положений нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав граждан на случай ЧС, государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам РФ, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.
Законодательством предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых граждане приобретают право на получение жилищного сертификата: жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; они должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в нем на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Вместе с тем, в силу правовой позиции Конституционного суда РФ, институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами РФ их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В связи с изложенным считают, что то обстоятельство, что они на момент наводнения были зарегистрированы по другому адресу, не может являться основанием для отказа во включении в список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС, и в выдаче им государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения взамен утраченного.
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 20 июня 2018 года, в удовлетворении исковых требований З, З.Е, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней З.С. Д, отказано.
В апелляционной жалобе З.Д.П. и З.Е.С. просят отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив полностью иск. Указывают, что они и их несовершеннолетняя дочь по месту жительства зарегистрированы не были, но проживали в доме с 2011 года. Полагают, что отсутствие регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемуся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу министр ЖКХ СК М.Р.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы З.Д.П. и З.Е.С. и их представитель по ордеру Проскурина Е.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы, считают решения суда незаконным и необоснованным, просят его отменить, а жалобу удовлетворить.
Ответчик, третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, выслушав истцов З.Д.П. и З.Е.С. и их представителя П.Е.Н, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3).
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Завзин Д.П, Завзина Е.С. и несовершеннолетняя Завзива С.Д, являются собственниками каждый по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на Домовладение N71, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.12.2011 серии 26-АЗ N 712062, серии 26-АЗ N 712064, серии 26-A3 N 712063, выписками из ЕГРН от 23.05.2018 N26-00-1-54/4006/2018-11558, N26-00-4001/5001/2018- 3080, N26-00-4001/5001/2018-3078, выпиской из ЕГРН от 22.05.2018 N26-00- 4001/5001/2018-3077.
Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 24.05.2017 в связи с возникновением ЧС федерального характера с 24.05.2017 введен режим функционирования чрезвычайная ситуация для органов управления и сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Красноярского, Ставропольского края, Иркутской области и установлен федеральный уровень реагирования.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 N344-р введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (пункт 1.1); установлен региональный уровень реагирования сил и средств Ставропольской краевой подсистемы (пункт 1.2).
Постановлением и.о. главы Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 25.05.2017 N486 с 14 часов 25.05.2017 на территории Георгиевского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации функционирования Георгиевского районного звена Ставропольской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Судом установлено, что Домовладение N71 попало в зону наводнения, произошедшего в период с 25.05.2017 по 28.05.2017, что подтверждается постановлением и.о. главы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 16.06.2017 N849, в результате которого признано непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан, что не оспаривается ответчиками и подтверждается техническим заключением ООО "ПГС", заключением членов межведомственной комиссии Администрации.
Истцы обратились в Администрацию с заявлением о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и с заявлением о включении их в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение государственных жилищных сертификатов. Однако им было отказано, поскольку они не были зарегистрированы в жилом помещении - Домовладении N71, пострадавшем в результате ЧС.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что истцы с момента вселения в жилое помещение по месту своего постоянного проживания не зарегистрировались, и не сделали этого и после приобретения в собственность чего сами не отрицали в судебном заседании. Таким образом, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу наличие совокупности тех обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение у граждан права на получение государственного жилищного сертификата и обеспечение таким образом помощи государства в связи с утратой гражданами жилища, не нашло своего подтверждения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
Судебная коллегия учитывает тот факт, что наличие у истцов регистрации по адресу Ставропольский край, Георгиевский район с. Краснокумское, ул. Фрунзе, д.71 с 2011 года не носит вынужденного характера, доказательств невозможности иметь регистрацию по адресу Ставропольский край Георгиевский район, с. Краснокумское, ул. Фрунзе, д.71, в силу каких-либо объективных причин, истцами, в нарушение положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Отсутствие у истцов регистрации в спорном доме на момент чрезвычайной ситуации, свидетельствует о том, что жилой дом по адресу /адрес/ не является для истцов единственным и постоянным местом жительства на момент паводка, соответственно, решение суда об отказе в удовлетворении требований о включении истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата и признании за ними права на его получение, является законным и обоснованным.
Государственные жилищные сертификаты выдаются постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия гражданам, в иных случаях риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (статья 211 ГК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют позицию истцов, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, которые по смыслу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужить основанием для безусловной отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 20 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов З.Д.П. и З.Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.