Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
суда в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А,
судей Фоминова Р.Ю, Чернышовой Н.И,
при секретаре судебного заседания: Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К.С.Д. по доверенности С.И.В. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 августа 2018 года по гражданскому делу по иску К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю,
установила:
К.С.Д. обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточнив его, в обоснование которого указал, что он обратился Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края (далее - ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, как лицо не менее 15 лет работавшее ее спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15.05.2018 ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю вынесено решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 15 лет специального стажа. При этом в льготный стаж не включены периоды его работы: с 02.04.2011 по 05.08.2002 в должности спасателя в Муниципальном унитарном предприятии (МУП) "Иркутский поисково-спасательный отряд", с 06.08.2002 по 05.04.2013 в должности спасателя в Областном государственном казенном учреждении (ОГКУ) "Аварийно-спасательная служба Иркутской области" (в последствии Областное государственное бюджетное учреждение (ОГБУ) "Аварийно-спасательная служба Иркутской обрасти), с 06.05.2013 по 09.08.2013 в должности спасателя в Государственном казенном учреждении Краснодарского края (ГКУ) "Краснодарская краевая аварийно- спасательная служба "Кубань-СПАС". Поводом для отказа во включении данных периодов работы послужило то, что спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в связи с чем они правом на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 ФЗ N 400-ФЗ не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно- спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других федеральных органах исполнительной власти.
По мнению истца, отказ ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю является незаконным и за защитой своих нарушенных прав обратился в суд, просит обязать ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю включить в его стаж работы в должности спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды его работы:
- со 02.04.2001 по 05.08.2002 в должности спасателя в МУП "Иркутский поисково-спасательный отряд";
- со 06.08.2002 по 05.04.2013 в должности спасателя в ОГКУ "Аварийно-спасательная служба Иркутской области" (в последующем ОГБУ "Аварийно-спасательная служба Иркутской области);
- со 06.05.2013 по 09.08.2013 в должности спасатель в ГКУ Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС",
а также назначить пенсию с даты обращения, то есть с 03.04.2018, исключив периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 01.01.2004 по 03.01.2004, с 07.04.2011 по 31.05.2011, с 09.10.2011 по 13.10.2011, с 14.05.2012 по 18.05.2012, с 07.11.2016 по 09.11.2016.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований К. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края о досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано.
В апелляционной жалобе представитель К.С.Д. - С.И.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенное с нарушением норм материального права. В обосновании жалобы указывает, что К.С.Д. имеет право на досрочное пенсионное обеспечение согласно п. 9.1 Устава Областного государственного казенного учреждения "Аварийно - спасательная служба Иркутской области", ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей", Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года N868, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2013 года N693 и Определения Конституционного суда РФ от 18.04.2006 года N84-О.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные Ставропольским краевым судом надлежащим образом и своевременно, не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудим доводы, изложенные в жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены были.
Из материалов рассматриваемого гражданского дела следует, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации решением N 05/62 от 15.05.2018 К.С.Д. отказано в назначении трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что у него отсутствует требуемый стаж 15 лет работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществлявшего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости согласно пункту 16 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, не зачислены следующие периоды работы:
- с 02.04.2011 по
05.08.2002 в должности спасателя в МУП "Иркутский поисково-спасательный отряд";
- с 06.08.2002 по 05.04.2013 в должности спасателя в ОГКУ "Аварийно-спасательная служба Иркутской области" (в последствии ОБГУ "Аварийно-спасательная служба Иркутской обрасти),
- с 06.05.2013 по 09.08.2013 в должности спасателя в ГКУ Краснодарская краевая аварийно- спасательная служба "Кубань-СПАС".
06.06.2017 N 05/62 отказало в назначении досрочной страховой пенсии по старости Г. в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на момент обращения (20.04.2017) составил 0 лет 0 месяц 0 день.
Не согласившись с данным решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации К.С.Д, обратился в суд с иском, полагая, что работая спасателем в поисково-спасательных службах и отрядах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, им выполнялись те же должностные обязанности, а характер работы отвечает тем же требованиям, что и работа спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций дают ему право на получение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, вышеуказанных периодов работы истца в качестве спасателя, суд полагал, что Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Согласно подпункту 16 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 того же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ) (подпункт 16 пункта 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Согласно части 3 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20.04.1993 N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпункта16 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 551-О-П.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального Закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно не удовлетворил заявленные исковые требования в связи с отсутствием оснований для этого.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что суд неправильно оценил представленные доказательства, - судебная коллегия считает сомнительными, т.к. из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований ст. ст. 12, 55, 56, 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, в качестве доказательств, отвечающих ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно ст. 67 ГПК РФ. Оснований к отмене решения не содержится, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.С.Д, - С.И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.