Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова О.В,
судей Ситьковой О.Н, Тепловой Т.В.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Баль И.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 августа 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к министерству образования и молодежной политики "адрес" о признании лицом, оставшимся без попечения родителей и обязании включить ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству образования и молодежной политики СК о признании ее лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, признании за ней права на включение в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда СК и обязании министерство образования и молодежной политики СК включить ФИО1 в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма из специализированного жилищного фонда СК.
В обоснование заявленных требований указано, что истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, до достижения совершеннолетнего возраста она проживала с бабушкой по адресу: СК, "адрес". В настоящее время проживает на съемной квартире по адресу: "адрес", ул "адрес", "адрес", поскольку не имеет собственного жилья.
В 2017 году, узнав о том, что в соответствии с ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" некоторые лица, оставшиеся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, были обеспечены жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, она обратилась в отдел образования администрации Андроповского муниципального района СК с целью выяснения номера ее очереди в списках на получения жилого помещения. Однако из ответа отдела образования Андроповского муниципального района СК, она узнала, что не имеет права на обеспечение жилым помещением, поскольку обратилась с соответствующим заявлением после достижения ею 23 лет. С данным отказом истец не согласна, считает его незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 августа 2018 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просила отменить решение суда по основаниям неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, указывает, что до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она не встала по уважительной причине. Наличие регистрации по месту жительства и факт отчуждения части собственного жилого помещения, по мнению истца, не являются основанием для отказа во включении ее в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец поддержала доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, при наличии сведений о надлежащем извещении, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела по уважительным причинам не просили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив по ним законность и обоснованность решения суда первой инстанции с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации "адрес" СК N от ДД.ММ.ГГГГ попечителем ФИО1 назначена бабушка ФИО7, которая умерла в 2009 году.
До совершеннолетия истец проживала с бабушкой по адресу: СК, "адрес". В настоящее время проживает на съемной квартире в г.Ставрополе.
В 2017 году истец обратилась в отдел образования администрации Андроповского муниципального района СК для включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из ответа заместителя министра образования и молодежной политики от 10.11.2017 следует, что в соответствии с ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются лица только до 23 лет, в то время как истцу исполнилось 29 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности обстоятельств постановки истца до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в статусе лица, имеющей право на социальные гарантии, а после достижении 23 лет истец такое право утратила.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда ввиду следующего.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что ФИО1 впервые обратилась по вопросу обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, не представила.
Кроме того, при разрешении спора, судом установлено, что ФИО1 являлась собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: "адрес". На момент отчуждения имевшегося в собственности жилого помещения истцу было 17 лет.
В соответствии с постановлением главы администрации Андроповского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N разрешена продажа указанного домовладения с зачислением суммы от продажи на счет ФИО1
Из материалов регистрационного дела следует, что регистрация сделки купли-продажи жилого помещения осуществлена ФИО1 на основании ее письменного заявления с согласия опекуна ФИО8
В судебном заседании истец пояснила и подтвердила в апелляционной жалобе, что денежные средства от продажи домовладения были израсходованы на найм жилья в "адрес", где она проходила обучение.
Также судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес", где имеет право пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Все доводы апелляционной жалобы, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении и, в целом, отражают позицию истца по делу. Указанные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Сама по себе иная оценка представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.