Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края по доверенности Старыгина О.А. на постановление судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2018 года,
установил:
постановлением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2018 года Администрация города-курорта Пятигорска Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250000 рублей.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе представитель Администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края по доверенности Старыгин О.А. просит указанное постановление судьи отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что Администрация не является субъектом административного правонарушения.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ) относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3).
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Часть 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Основанием для привлечения Администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что 07 июня 2018 года в рамках проведенного обследования запасного маршрута движения делегации команды, участвующей в чемпионате мира по футболу FIFA 2018 от въезда в город Пятигорск со стороны поселка Иноземцево до круговой развязки улицы Черкесское шоссе, район "Нефтебазы" (автодорога подъезд N1 к городу Пятигорску со стороны поселка Иноземцево - улица Бештаугорское шоссе - улица Беговая - улица Ермолова - улица Черкесское шоссе) выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии дорог.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях Администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, данный вывод сделан без учета следующих обстоятельств.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города-курорта Пятигорска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города-курорта Пятигорска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учреждения и казенные предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 Положения о муниципальном учреждении "Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Пятигорска", утвержденного решением Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года N39-36 ГД, муниципальное учреждение "Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Пятигорска" является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) Администрации города Пятигорска, осуществляющим в порядке и пределах, определенных муниципальными правовыми актами Думы города Пятигорска и Администрации города Пятигорска, полномочия в сфере градостроительства, строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также координирующим деятельность в указанных сферах в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно пунктам 2, 17, 18 Положения муниципальное учреждение "Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Пятигорска" является юридическим лицом, финансируемым за счет средств местного бюджета и владеющим муниципальным имуществом на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 9 Положения к полномочиям Управления отнесены осуществление в порядке и пределах, определенных муниципальными правовыми актами Думы города Пятигорска и Администрации города Пятигорска, полномочий в сфере градостроительства, строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, находящихся в собственности города-курорта Пятигорска, строительства объектов капитального строительства за счет средств бюджета города-курорта Пятигорска в рамках решения органами местного самоуправления города-курорта Пятигорска вопросов местного значения, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения функциями Управления являются, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города-курорта Пятигорска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города-курорта Пятигорска, а также реализация иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу вышеприведенных норм и положений на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска полномочия по текущему содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования делегированы МУ "Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Пятигорска", на баланс которого, как следует из материалов дела и объяснений представителя Администрации города-курорта Пятигорска по доверенности Старыгина О.А, переданы автомобильные дороги местного значения.
Таким образом, вывод судьи городского суда о том, что обязанность по содержанию дорог местного значения в границах городского округа возложена на Администрацию города-курорта Пятигорска Ставропольского края, в связи с чем она является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание вины привлекаемого к административной ответственности лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации города-курорта Пятигорска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу представителя Администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края по доверенности Старыгина О.А. удовлетворить.
Постановление судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2018 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.