Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бутиной Е.Г,
судей Татарниковой В.И. и Николаевой Т.В,
с участием прокурора Имедоева М.М,
при секретаре Васильевой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Скульбиде С. Н, Скульбиде Н. Н, Скульбиде Д. С, Скульбиде К. С, Скульбиде В. С. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, по встречному иску Скульбиды С. Н, Скульбиды Д. С, Скульбиды Н. Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Скульбиды К. С, Скульбиды В. С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма
по апелляционным жалобам представителя Скульбиды С. Н, Скульбиды Н. Н, Скульбиды Д. С. Яжиновой Р. Б, Министерства обороны Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда "адрес изъят" от Дата изъята,
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском, указывая, что собственником жилого помещения по адресу:
"адрес изъят", мкрн. Зеленый, 115 (общежитие), комната 17, является Российская Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, на праве оперативного управления жилое помещение закреплено за Федеральным государственным казенным учреждением "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), отнесено к специализированному жилому фонду Вооруженных Сил Российской Федерации.
В ходе проверки работниками Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "Центррегионжилье") установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено Скульбиде С.Н. на период и в связи с прохождением военной службы. В качестве членов семьи нанимателя вселены: жена Скульбида Н.Н, дочери Скульбида Д.С, Скульбида К.С, Скульбида В.С. Капитан запаса Скульбида С.Н. в период с Дата изъята по Дата изъята проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В соответствии с ФЗ от Дата изъята N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Скульбида С.Н. уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (пп. "в", п. 2 ст. 51). С момента увольнения Скульбиды С.Н. с военной службы, законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением у ответчиков не имеется, с указанного момента ответчики занимают служебное жилое помещение Министерства обороны Российской Федерации без соответствующего согласия собственника. Дата изъята в адрес Скульбиды С.Н. направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое оставлено без исполнения, чем нарушены права собственника.
На основании изложенного Министерство обороны Российской Федерации просило суд прекратить право пользования Скульбиды С.Н, Скульбиды Н.Н, Скульбиды Д.С, Скульбиды К.С, Скульбиды В.С. в служебным жилым помещением, расположенного по адресу:
"адрес изъят", "адрес изъят", путем выселения без предоставления другого жилого помещения, обязать Скульбиду С.Н, Скульбиду Н.Н, Скульбиду Д.С, Скульбиду К.С, Скульбиду В.С. сдать в установленном порядке указанное жилое помещение по акту с передачей ключей от него и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, снять Скульбиду С.Н, Скульбиду Н.Н, Скульбиду Д.С, Скульбиду К.С, Скульбиду В.С. с регистрационного учета по данному адресу.
Не согласившись с иском, Скульбида С.Н, Скульбида Д.С, Скульбида Н.Н, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Скульбиды К.С, Скульбиды В.С. обратились в суд со встречным иском к Министерству обороны Российской Федерации, указав, что в 1998 году в связи с прохождением Скульбидой С.Н. военной службы решением жилищной комиссии им была выделена "адрес изъят" малосемейном общежитии Номер изъят, "адрес изъят", "адрес изъят", где они состоят на регистрационном учете. С Дата изъята по Дата изъята Скульбида С.Н. проходил службу в отдаленной местности "адрес изъят" и имеет право на льготу. На момент вселения он являлся военнослужащим войсковых частей, дислоцируемых в "адрес изъят" "адрес изъят", вследствие чего жилищная комиссия войсковой части Номер изъят на тот момент имевшая полномочия принимать решения, указала в списке проживающих семей военнослужащих, в том числе, семью Скульбиды С.Н. Дата изъята он уволен в запас. Дата изъята заключен договор Номер изъят найма жилого помещения в общежитии на основании решения о предоставлении жилого помещения от Дата изъята Номер изъят.
В связи с указанным просили суд признать заключенным договор социального найма жилого помещения между Скульбидой С.Н, Скульбидой Н.Н, Скульбидой Д.С, Скульбидой К.С, Скульбидой В.С. и войсковой частью 48409 на жилое помещение в малосемейном общежитии, находящимся по адресу: "адрес изъят", "адрес изъят" с 1998 года, признать за Скульбидой С.Н, Скульбидой Н.Н, Скульбидой Д.С, Скульбидой К.С, Скульбидой В.С. право пользования указанным жилым помещением в малосемейном общежитии на условиях договора социального найма жилого помещения с 1998 года.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21.05.2018 в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации, встречных исковых требований Скульбиды С.Н, Скульбиды Н.Н, Скульбиды Д.С, Скульбиды К.С, Скульбиды В.С. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков (истцов по встречному иску) Скульбиды С.Н, Скульбиды Н.Н, Скульбиды Д.С. Яжинова Р.Б. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска. Считает, что суд не дал оценку тем доказательствам, которые были представлены ответчиками, и не указал, на каком праве ответчики проживали в спорном жилом помещении с 1998 года. Полагает, что с момента вселения между ними и войсковой частью сложились отношения по найму спорного жилого помещения, вследствие чего имеются основания для признания за ними права пользования спорным жилым помещением. Сведения о здании, где расположено спорное жилое помещение, в МУП "БТИ г. Иркутска", в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, как и данные о правообладателе, однако это не означает, что объект недвижимости не может являться собственностью Российской Федерации. Судом не был установлен факт нарушения порядка отнесения жилого помещения, занимаемого ответчиком и членами его семьи, к специализированному жилищному фонду, а возникший спор подлежал рассмотрению в соответствии с положениями
ст. 7 Вводного закона и ст. 7 Жилищного кодекса РФ. Суд неправомерно указал, что договор найма Номер изъят спорного жилого помещения был заключен формально, поскольку ответчиками предоставлены доказательства законности вселения, проживания и пользования квартирой на условиях социального найма, что подтверждается приказом Номер изъят от Дата изъята администрации г. Иркутска, в соответствии с которым ответчики признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся. Кроме того, они поддерживают жилое помещение в надлежащем состоянии, обеспечивают его сохранность, оплачивают коммунальные услуги.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что право на обеспечение постоянным жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации у Скульбиды С.Н. отсутствуют, поскольку он был уволен по основанию, исключающему право на такое обеспечение. Ответчики не представили доказательств, подтверждающих законность заключения договора найма служебного жилого помещения в 2009 году в отсутствие трудовых отношений, а также доказательств, на основании которых за ответчиками возможно сохранение права пользования служебным жилым помещением. Скульбида С.Н. и члены его семьи должны были освободить данное помещение после увольнения Скульбиды С.Н. из воинской части.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ответчиков (истцов по встречному иску) Скульбиды С. Н, Скульбиды Н. Н, Скульбиды Д. С. Яжиновой Р.Б. военная прокуратура Иркутского гарнизона, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях ФГКУ "Центррегионжилье" просит апелляционную жалобу истцов по встречному иску оставить без удовлетворения, решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации поступили письменные возражения с дополнениями от ответчиков (истцов по встречному иску) Скульбиды С. Н, Скульбиды Н.Н, Скульбиды Д.С, в которых просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда отменить в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся представителя Министерства обороны Российской Федерации, Скульбиды С.Н, Скульбиды Д.С, Скульбиды Н.Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Скульбиды К.С, Скульбиды В.С, представителей ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад по делу, объяснения представителя Скульбиды С.Н, Скульбиды Д.С, Скульбиды Н.Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Скульбиды К.С, Скульбиды В.С, Яжиновой Р.Б, поддержавшей доводы своей жалобы, возражавшей против доводов жалобы Министерства обороны Российской Федерации, представителя третьего лица ФГКУ "Центррегионжилье", поддержавшей доводы жалобы Министерства обороны Российской Федерации, возражавшей против удовлетворения жалобы истцов по встречному иску, выслушав заключение прокурора Имедоева М.М, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, рассмотрев его в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Согласно п.п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Данные нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что Скульбида С.Н. и члены его семьи вселены в жилое помещение по "адрес изъят", которое является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплено за ФГКУ "Сибирское территориальное управление жилищного обеспечения".
Решение о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны РФ не принималось.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом Министра обороны РФ Номер изъят от Дата изъята "О внесении изменений в приказ Министра обороны РФ 2012 года Номер изъят", приложением к приказу Министра обороны РФ 2012 Номер изъят в виде Перечня имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ответом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от Дата изъята Номер изъят, от Дата изъята Номер изъят, ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации "адрес изъят" от Дата изъята Номер изъят, ответом администрации "адрес изъят" от Дата изъята Номер изъят.
В период с Дата изъята по Дата изъята Скульбида С.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.
В соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта (пп "в", п. 2 ст. 51). Выслуга лет в календарном исчислении составила 11 лет 6 месяцев. С Дата изъята по Дата изъята проходил службу в отдаленной местности Иркутской области имеет право на льготы, установленные Постановлением СМ СССР от Дата изъята Номер изъят один месяц службы за полтора.
Из материалов дела следует, что 1998 году Скульбида С.Н. и членам его семьи предоставлена комната Номер изъят в общежитии Номер изъят в "адрес изъят"
"адрес изъят", что подтверждается списком проживающих в общежитии Номер изъятА.
Исходя из ответов МУП БТИ г. Иркутска, администрации г. Иркутска адрес спорного объекта указан, как "адрес изъят", "адрес изъят" отсутствует.
Скульбида С.Н. зарегистрирован в спорном жилом помещении с Дата изъята, Скульбида Н.Н. с Дата изъята, Скульбида Д.С. с Дата изъята, Скульбида К.С. с Дата изъята, Скульбида В.С. с Дата изъята.
С указанного времени ответчики (истцы по встречному иску) постоянно проживают в спорном жилом помещении, несут расходы по оплате коммунальных услуг.
Дата изъята между ФГ КЭУ "52 ЭТК" (наймодатель) и Скульбидой С.Н. (наниматель) на основании решения о предоставлении жилого помещения от Дата изъята Номер изъят заключен договор Номер изъят найма жилого помещения в общежитии.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена: Скульбида Н.Н, дочь Скульбида Д.С, дочь Скульбида К.С, дочь Скульбида В.С.
Как указано в пунктах 1,2 договора наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры (комнаты) общей площадью 52, 8 кв.м, расположенное в "адрес изъят", "адрес изъят" для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи со службой в войсковых частях, дислоцируемых в "адрес изъят"" "адрес изъят".
Согласно п. 5 договор заключается на время прохождения воинской службы в войсковых частях, дислоцируемых в "адрес изъят" "адрес изъят".
Пунктом 18 договора предусмотрено его расторжение (прекращение) в связи с истечением срока трудового договора, с окончанием срока службы.
Разрешая требования Министерства обороны Российской Федерации и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что заключенный со Скульбидой С.Н. Дата изъята договор найма жилого помещения не оспорен, не признан недействительным.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее Жилищный кодекс РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что жилищные правоотношения являются длящимися, то при разрешении настоящего спора подлежат применению как положения Жилищного кодекса РСФСР, так и положения Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления спорной комнаты) государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 01.03.2005 законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 данного Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР;
- такой статус указанные лица должны были приобрести до 01.03.2005;
- эти граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
В ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действующей на 01.03.2005) перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Материалы дела не содержат сведений об отношении Скульбиды С.Н. к какой -либо категории граждан, указанных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, выселение которых невозможно без предоставления другого жилого помещения, не было указано на это и в суде апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что Скульбида С.Н. был уволен с военной службы в запас Дата изъята в связи с невыполнением условий контракта (пп "в", п. 2 ст. 51).
Таким образом, по состоянию на Дата изъята Скульбида С.Н. военнослужащим не являлся, в связи с чем пункт 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР на него распространяться не мог.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения Скульбиды С.Н. с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Исходя из положений данной статьи закона право на обеспечение жилым помещением возникнет только при увольнении с военной службы и только при наличии определенных условий: при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Военнослужащие, не указанные в приведенной статье закона, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание требования законодательства, действовавшего на момент увольнения Скульбиды С.Н, учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что он не подлежал обеспечению жилым помещением на условиях социального найма от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку был уволен по основанию, исключающему право на такое обеспечение.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что Скульбида С.Н. до Дата изъята состоял либо имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имел право состоять на таком учете.
В справке от Дата изъята Номер изъят-й отдел "адрес изъят" ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" сообщается, что Скульбида С.Г, Скульбида Н.Н. не состоят в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма, в список на предоставление жилых помещений не включены.
При этом факт отсутствия сведений о возможности состоять на учете в качестве нуждающегося по состоянию на Дата изъята, равно как и факт постановки на учет в качестве такового во время рассмотрения данного гражданского дела, а именно Дата изъята, не имеет значения, поскольку отсутствует одно из составляющих для выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилья - отношение к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР.
Выводы суда первой инстанции о невозможности удовлетворить заявленные Министерством обороны Российской Федерации требований при наличии заключенного Дата изъята со Скульбидой С.Н. договора найма жилого помещения в общежитии судебная коллегия находит несостоятельными.
Как следует из условий указанного договора найма, жилое помещение предоставляется для временного проживания в нем, прекращается в связи с окончанием срока службы.
Дата изъята в адрес Скульбиды С.Н. направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое оставлено без исполнения.
Поскольку на момент заключения договора найма жилого помещения в общежитии Скульбида С.Н. военнослужащим не являлся и не является им в момент рассмотрения настоящего спора, то при наличии уведомления об освобождении спорного жилого помещения, оснований для отказа в иске у суда первой инстанции не имелось.
Ни Жилищный кодекс РСФСР, ни ныне действующий жилищный кодекс не предусматривали и не предусматривают иную форму предоставления жилья, кроме как его временного представления с учетом характера трудовых (служебных) отношений с Министерством обороны. Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия выполнения служебных обязанностей граждан.
При изложенных обстоятельствах исковые требования Министерства обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, получившего служебное жилое помещение в связи с прохождением военной службы.
В связи с чем, Скульбиду С.Н, членов его семьи Скульбиду Н.Н, Скульбиду Д.С, Скульбиду К.С, Скульбиду В.С. надлежит признать прекратившими право пользования спорным жилым помещением, они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения и снятию с регистрационного учета по указанному адресу.
На Скульбиду С.Н, как на сторону по договору, необходимо возложить обязанность сдать жилое помещение в установленном законом порядке.
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных требований о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, поскольку установлено, что спорное жилое помещения является служебным, предоставлено Скульбиде С.Н. в качестве специализированного.
Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Согласно подпункту "о" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.
Решения об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного уполномоченным органом не принималось, равно как и решения о предоставлении ответчикам (истцам по встречному иску) жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как верно указал суд, то обстоятельство, что истец по встречному иску и члены его семьи зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении длительное время, оплачивают коммунальные услуги, поддерживают надлежащее состояние и обеспечивает сохранность данного жилого помещения, не является достаточным доказательством пользования ими указанным помещением на условиях договора социального найма.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21.05.2018 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации с принятием нового решения. В остальной части решение надлежит оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21 мая 2018 года по настоящему гражданскому делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации отменить.
В отмененной части принять новое решение.
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Скульбиде С. Н, Скульбиде Д. С, Скульбиде Н. Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Скульбиды К. С, Скульбиды В. С. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке удовлетворить.
Признать Скульбиду С. Н, Скульбиду Н. Н, Скульбиду Д. С, Скульбиду К. С, Скульбиду В. С. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес изъят", "адрес изъят"
Выселить Скульбиду С. Н, Скульбиду Н. Н, Скульбиду Д. С, Скульбиду К. С, Скульбиду В. С. из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес изъят", "адрес изъят" без предоставления иного жилого помещения.
Возложить на Скульбиду С. Н. обязанность сдать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес изъят", "адрес изъят" в установленном законом порядке.
Снять Скульбиду С. Н, Скульбиду Н. Н, Скульбиду Д. С, Скульбиду К. С, Скульбиду В. С. с регистрационного учета по адресу: "адрес изъят", "адрес изъят"
В остальной части решение оставить без изменения.
Судья - председательствующий
Е.Г. Бутина
Судьи
В.И. Татарникова
Т.В. Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.