Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ибрагимовой А.М.
судей Сидоренко М.И, Абдулаева М.М.
при секретаре Ибрагимовой Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании г. Махачкала апелляционную жалобу представителя администрации городского округа
" "адрес"" по доверенности Салманова Д.Ш. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от "дата".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сидоренко М.И, объяснение Шамиева А.А. и в защиту его интересов адвоката Исрафилова Э.И, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Шамиев А. Ахмед оглы обратился в суд с иском к Администрации городского округа " "адрес"" ( далее ГО " "адрес"") об обязании администрацию городского округа " "адрес"" принять его на жилищный учет в список ветеранов боевых действий с "дата", указывая на то, что с 1979 по 2011 года он работал в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации в "адрес", в отделе по борьбе с организованной преступностью. За весь период времени ему не было предоставлено жилье и он был вынужден проживать с семьей на съемных квартирах в "адрес". На регистрационной учет он был поставлен в "адрес", в "адрес" "дата"
За месяц до постановки на регистрационный учет он в рабочем кабинете в присутствии работников милиции Мирзаханова А. и Исаева Н. написал заявление и подал в администрацию "адрес" о постановке его на учет для получения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома или для предоставления квартиры, при этом к заявлению были приложены все необходимые документы об отсутствии у него и членов его семьи другого жилого помещения.
Заявление было адресовано председателю земельного комитета Суварову И.А. По истечении длительного времени, не получив ответа на его заявление, он был на личном приеме у Суварова И.А, который вызвал секретаря с его документами и пояснил, что его вопрос будет решен. Его заявление об улучшении жилищных условий было принято и на нем имелась соответствующая виза.
В связи с загруженностью на работе он не мог выяснить причины отсутствия сообщения о принятых мерах по его заявлению.
В последующем выяснилось, что письменные заявления о предоставлении жилья, принятие на жилищный учет или на учет на получения земельного участка принимаются и о результатах рассмотрения таких заявлений дается ответ за подписью главы администрации "адрес". Спустя несколько лет, ему был дан ответ, что журналы регистрации заявлений граждан об улучшении жилищных условий уничтожены за истечением срока давности и данные о подаче им заявления в администрации отсутствуют.
Он, не получив жилье ни в администрации города, ни по месту работы в МВД, был уволен с работы "дата" по выслуге лет. Он был принят на жилищный учет администрацией городского округа " "адрес"" постановлением администрации от "дата" N. Однако, он просил принят его на учет со второй половины 2000 года и в постановлении администрации не указали год, с которого он был принят на учет на получения жилья или земельного участка.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от "дата" постановлено: " Заявление Шамиева А. Ахмед оглы удовлетворить. Обязать администрацию городского округа " "адрес"" принять его на жилищный учет с "дата"".
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа " "адрес"" по доверенности Салманов Д.Ш. просит решение суда от "дата" отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шамиева А, указывая на то, что в МКУ " Управлении земельных и имущественных отношений" администрации городского округа " "адрес"" и в Администрации ГО " "адрес"" отсутствуют сведения о подачи Шамиевым А.А. заявления о постановке его на учет для улучшения жилищных условий. Всем обратившимся в Администрацию ГО " "адрес"" выдается копия заявления с исходящим номером администрации. До 2017 года от
Шамиева А. письменных заявлений по вопросу постановки его на учет в администрацию ГО " "адрес"" не поступало. Вся входящая документация заносится и хранится в архиве Администрации.
Постановка на учет на получение земельного участка и постановка на учет жилищных условий, это разные муниципальные услуги,
подразумеющие отдельные письменные заявления о принятии на соответствующий учет. При этом факт обращения на учет по поводу выделения земельного участка отсутствует, о чем свидетельствует справка МКУ " Управление земельных и имущественных отношений" администрации ГО " "адрес"".
В возражении на апелляционную жалобу и дополнительном возражении на апелляционную жалобу Шамиев А.А. просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, поскольку его доводы о подаче им заявления о принятии на учет подтверждены материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, которым суд первой инстанции дал правильную оценку. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции.
На заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации ГО " "адрес"", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из постановления Администрации городского округа " "адрес"" от "дата" N Шамиев А.А. в составе семьи из пяти человек был принят на жилищный учет в очередь " Ветеранов боевых действий".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шамиева А.А. о принятии его на жилищный учет с "дата", суд исходил из того, что доводы Шамиева А.А. о подачи им заявления в 2000 году о принятии его на жилищный учет или выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома Администрацией ГО " "адрес"" в судебном заседании не были опровергнуты. Принятие Администрацией ГО " "адрес"" постановления от "дата" N Шамиева А.А. на учет в очередь " Ветеранов боевых действий" подтверждает его доводы о подачи им соответствующего заявления в 2000 году.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Рассматривая дело, суд должен установить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и правоотношения сторон, определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, вынести данные обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56, статья 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Постановлением Совета М. Р. от "дата" N 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Р... Пунктом 7 этих Правил был установлен ряд оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 12 Правил для принятия на учет гражданами подаются заявления по установленной форме (приложение N 1). К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, справка бюро технической инвентаризации и, в необходимых случаях, справка учреждения здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявления регистрируются в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (приложение N 2).
Согласно п. 13 Правил, поступившие заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяются на месте общественной комиссией по жилищным вопросам органа местного самоуправления, а в организациях - комиссией по жилищно-бытовой работе профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (приложение N 3).
После этого соответствующая комиссия рассматривает заявления и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии граждан на учет или отказе в постановке на учет соответственно органу местного самоуправления или администрации и профсоюзному комитету организации.
Исходя из п. 14 Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета организации
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Р. принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1). Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию (часть 2).
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (часть 3).
Иного порядка для постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодателем не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Р. право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Р..
Статьей 33 ЖК Р. также было предусмотрено, что граждане, имеющие право на льготное предоставление жилого помещения (первоочередное и внеочередное) включаются в отдельные списки. Статьей 33 ЖК Р. было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
Таким образом, действующее до "дата" жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Между тем, в соответствии с положениями жилищного законодательства, реализация права на получение жилого помещения, в том числе и в льготном порядке, носит заявительный характер, в связи с чем гражданин обязан подать органу местного самоуправление (на тот период исполнительный комитет местного Совета народных депутатов) заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, т.е. заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье (п.п. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).
Как усматривается из материалов дела, доводы Шамиева А.А. о том, что он в 2000 году подал в администрацию "адрес" заявление о постановке его на учет на получение земельного участка под строительство жилого дома или квартиры материалами дела не подтверждены.
В судебном заседании выяснилось, что истец Шамиев А.А. полагает, что он имеет право на восстановлении в очереди для получения жилищного сертификата и улучшения жилищных условий по статусу
" Военнослужащих, уволенных с военной службы и принятых на жилищный учет до "дата".".
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства о подаче Шамиевым А.А. письменного заявление, адресованное главе администрации ГО " "адрес"" о принятии его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Администрация утверждает, до 2017 года письменных заявлений о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от Шамиева А.А. не поступало, копия заявления с входящим штампом администрация Шамиеву А.А. не выдавала( л.д.13,).
Из архивной справки администрации ГО " "адрес"" от "дата" N-м усматривается, что журналы регистрации заявлений граждан на хранение в архив не сдавались, так как срок хранения входящих журналов регистрации заявлений граждан - 5 лет хранения. ( л.д.23).
При таких обстоятельствах доводы о наличии свидетельских показаний, подтверждающих подачу истцом заявления в администрацию и постановки его на учет, судебная коллегия оценивает критически, учитывая отсутствие письменного заявления истца в администрации и других достоверных доказательств, подтверждающих доводы истца.
Кроме того, свидетели не подтвердили подачу истцом заявления в 2000году, как утверждает истец.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее ГПК РФ), содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ, возлагающим на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений истцом не представлено письменных доказательств, подтверждающих подачу им заявления в администрацию о принятия на учет в 2000 году, отсутствуют такие доказательства и в администрации ГО " "адрес"".
При изложенных обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от "дата" отменить. По делу постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шамиева А. Ахмед оглы об обязании Администрацию городского округа " "адрес"" принять его на жилищный учет с "дата" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.