Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД в составе:
председательствующего Гончарова И. А,
судей: Гомленко Н. К. и Хаваева А. Г,
при секретаре судебного заседания Муртазаалиевой П. Х,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончарова И.А. дело по апелляционным жалобам представителя административного ответчика врио министра юстиции РД Пашабекова Х. Э, начальника Управления по жилищной политике г. Махачкалы Ибнухаджарова А. А. и представителя Администрации ГОсВД "город Махачкала" на решение Ленинского районного суда г. Махачкала РД от 2 августа 2018 года по административному делу по административному иску Муртазалиевой П. О, Гаджиевой Н. Н, Магомедова А. А, Гаджиевой П. Н, Магомедовой Г. М. и Хаджихановой У. Н. к администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании незаконными акта и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу, объяснения представителей административных ответчиков Тажутдинова М. Г. и Аджиева Н. Н. и заинтересованного лица Абдуллаеву К. А, административного истца Саидова Н. К, представителя административных истцов Магомедову З. М,
установила:
Муртазалиева П. О. и другие собственники жилых помещений в доме по ул. Нахимова 5 в г. Махачкале обратились в суд с административным иском к администрации г. Махачкалы с требованиями: признать недействительными акт обследования многоквартирного жилого дома N5 по ул. Нахимова г. Махачкалы N140 от 14.12.2011 года и заключение межведомственной комиссий N140 от 14.12.2011 года о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 2 августа 2018 года административный иск удовлетворен.
Признаны недействительными акт обследования многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Нахимова в г. Махачкале N140 от 14.12.2011 года и заключение межведомственной комиссий N140 от 14.12.2011 года о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Признано недействительным постановление главы администрации г. Махачкалы от 30 декабря 2011 года N4426 об утверждении актов межведомственной комиссии в части утверждения акта N140 от 14.12.2011 межведомственной комиссий о признании многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Нахимова г. Махачкалы непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Начальник Управления по жилищной политике г. Махачкалы Ибнухаджаров А.А. и представитель Администрации ГОсВД "город Махачкала" и представитель Правительства РД обратились в Верховный Суд РД с апелляционными жалобами на данное решение суда.
В апелляционных жалобах указано, что административные истцы пропустили трехмесячный срок обращения в суд с административными исковыми требованиями, предусмотренный ст. 256 ГПКРФ и ст. 219 КАС РФ, так как всем им было известно о признании дома ветхим и включении его в программу сноса и переселения жилья еще в 2013 году. Постановление Правительства РД от 25 июня 2013 года N 326, которым была утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного фонда в РД в 2013-2015 годах", было опубликовано в приложении к газете "Дагестанская правда" за N 208 от 3.07.2013 года. Суд также неправильно применил нормы материального права при удовлетворении исковых требований, а именно нормы закона - п. 1 ст. 15 ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, которым утверждено Положение о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании представитель администрации ГОсВД г. Махачкала Аджиев Н. М, представитель МКУ "Управление по жилищной политике города Махачкалы" Тажудинов М. Г, представитель Правительства РД Абдуллаева К. А. поддержали доводы апелляционных жалоб, пояснив, что административным истцам еще в 2013 году было известно об указанном акте, так как состоялось общее собрание жильцов, на котором они присутствовали. Более того, в 2015 году со всеми жильцами дома были заключены договора предварительной мены жилых помещений на новые квартиры. Постановление Правительства РД о включении указанного дома в список ветхих м подлежащих сносу было опубликовано в газете "Дагестанская правда". Просят суд отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Представитель административных истцов Магомедова З. М. просит суд отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, считает, что суд первой инстанции принял обоснованное и законное решение. При этом было установлено, что срок исковой давности начал течь только с конца 2017 года. когда по требованию жильцов им были вручены копии указанного акта и заключения комиссии об обследовании жилья.
Административный истец Саидов Н. К. поддержал доводы Магомедовой З. М, просит суд оставить решения суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Остальные административные истцы, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия пришла к выводу о необходимости рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, административного истца, представителя административных истцов, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Согласно ч.2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
В соответствии с ч. 3 этой статьи неправильным применением норм права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, правильно применил нормы материального права, а именно ЖК РФ и подзаконных актов.
Судом установлено, что в силу пункта 8 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 269 (далее - Положение).
Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения).
Разделом II Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома, в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 42 Положения установлено, что Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ - пункт 49.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).
Судом первой инстанции было правильно установлено, что административные истцы Муртазалиева П. О, Гаджиева Н. Н, Магомедов А. А, Гаджиева П. Н, Магомедова Г. М. и Хаджиханова У. Н являются собственниками квартир в жилом доме, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул. Нахимова 5.
Межведомственной комиссией в составе: председателя комиссии -начальника УЖКХ г. Махачкалы, членов комиссии - заместителя начальника УЖКХ г. Махачкалы, начальника жилищного отдела администрации г. Махачкалы, заведующего отделом обеспечения санитарного надзора ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии РД", ведущего специалиста Управления по делам ГО и ЧС г. Махачкалы, начальника Управления архитектуры и Градостроительства г. Махачкалы, начальника отдела надзора и контроля за архитектурно-строительными работами администрации г. Махачкалы, начальника правового управления администрации г. Махачкалы, при участии жилищного инспектора ГЖИ РД 14 декабря 2011 года проведено обследование помещений жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Нахимова 5. По результатам обследования комиссией установлено, что указанный многоквартирный жилой дом, с износом более 70 %, следует отнести к категории аварийных и подлежащих сносу, о чем составлен акт от 14.12.2011 N140.
Указанной комиссией в том же составе 14 декабря 2011 года принято заключение о признании этого многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания, подлежащим сносу и переселению проживающих там жильцов.
Постановлением главы города Махачкалы от 30.12.2011 N 4426 утверждены акты межведомственной комиссии о признании помещений жилищного фонда города Махачкалы не пригодными для проживания, в т. ч. утвержден и акт и этого дома, в котором проживают истцы по настоящему административному делу.
На заседании межведомственной комиссии никто из жильцов жилого дома по ул. Нахимова 5 г. Махачкалы не присутствовал.
Согласно пункту 43 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 Положения установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Суд первой инстанции при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями установилнарушения прав, свобод и законных интересов административных истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Постановлением Правительства РД от 25.06.2013 N 326 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан в 2013-2015 годах", из приложения N1 к которому следует, что указанный многоквартирный жилой дом в г. Махачкале включен в перечень аварийных многоквартирных домов.
Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 14.12.2011 N 140 и акта обследования помещения от 14.12.2011 N 140 следует, что комиссией произведен визуальный осмотр конструкции жилого дома N 5 по ул. Нахимова г. Махачкалы, на основании которого принято решение о его аварийности. При этом к данному обследованию не были привлечены представители специализированной организации, эксперты, собственники помещений жилого дома, заключение специализированной организации о состоянии жилого дома не было получено.
В упомянутом акте межведомственной комиссий указано, что "физический износ составляет более 70 %, каменный фундамент дома просел; каменные стены и перегородки, а также деревянные перекрытия и покрытие, потолки деформированы и повреждены многочисленными трещинами; деревянные полы прогнили; асбошиферная кровля имеет значительный прогиб, стропильная конструкция и деревянная обрешетка значительно изношены. Нормативный срок эксплуатации, конструкции пройден, фактический износ многоквартирного дома составляет более 70 %, что привело к снижению надежности, прочности и устойчивости, как отдельных конструкций, так и здания в целом до недопустимого уровня"
Однако указанные выводы основаны лишь на визуальном осмотре жилого дома и, как указано выше, к данному обследованию не были привлечены представители специализированной организации, эксперты, собственники квартир в жилом доме, предварительно не было получено заключение специализированной организации о состоянии жилого дома.
При этом другие факторы проверки согласно п. 43 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 Межведомственной комиссией не обследовались, не исследовалось состояние инженерных систем жилого дома, оценка соответствия их требованиям действующего законодательства специалистами-членами комиссии не дана. Не проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Административный ответчик не представил суду доказательства того, что обследование упомянутого жилого дома была проведено в соответствии с приведенными выше требованиями Положения.
Судом первой инстанции были исследованы доказательства, представленные административными ответчиками, и им дана правовая оценка, с которой согласна и апелляционная коллегия.
Так судом обоснованно сделан вывод, что представленный административным ответчиком акт исследования N8.11/14 от 24 ноября 2014 года, составленный экспертом ООО Республиканский центр судебной экспертизы", согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: г. Махачкала, ул. Нахимова 5, находится в технически неудовлетворительном состоянии и не пригоден для дальнейшего проживания, не может быть принят в качестве доказательства соблюдения межведомственной комиссией требований Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, при оценке 14 декабря 2011 года соответствия данного жилого дома установленным в Положении требованиям, специалистом не были исследованы все те факторы, которые с учетом требований приведенного выше Положения влияют на оценку состояния жилого дома. В частности, не проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара и т.д. При этом обоснованно суд признал, что данный акт исследования специалиста, составленный в 2014 году, не может содержать сведения, дающие основание оценивать имевшие место в 2011 году действия межведомственной комиссий с точки зрения соблюдения при обследовании жилого дома требований упомянутого выше Положения и установления оснований, по которым многоквартирный жилой дом признается непригодным для проживания.
Судом исследован акт экспертного исследования N85/16 от 24.11.2016 г, которые представили в суд административные истцы, согласно которому по состоянию на день осмотра степень физического износа двухэтажного многоквартирного жилого дома литер "А", расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. А. Алиева, 42 составляет 40%, и характерные признаки, свидетельствующие об аварийном состояния несущих и ограждающих конструкций указанного жилого дома, отсутствуют.
Суд первой инстанции не принял во внимание упомянутые акты исследования специалистов, составленные в 2014 и 2016 годах, и при разрешении спора по настоящему административному делу оценил оспариваемые документы межведомственной комиссии (акт N140 и заключение N140 от 14.12.2011) с точки зрения соблюдения самой межведомственной комиссией при составлении указанных документов требований упомянутого выше Положения о порядке обследования жилых помещений и основаниях признания многоквартирных жилых домов непригодными для проживания.
В соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 7 Положения собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. В нарушение этих требований жильцы, в т.ч. административные истцы по настоящему делу, являющиеся сособственниками жилого дома, не привлечены к работе в комиссии с правом совещательного голоса. В результате этого они были лишены права донести до членов комиссии свое мнение, как собственников квартир в этом жилом доме. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что это свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленной настоящим Положением.
Согласно п.42 Положения (в редакции, действовавшей по состоянию на 14 декабря 2011 года) основаниями для проведения комиссией оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям являлись заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Судом первой инстанции были исследованы представленные документы и сделан вывод, что из оспариваемых документов межведомственной комиссии не усматривается, что имелись предусмотренные в п.42 Положения основания для того, чтобы межведомственная комиссия провела оценку данного многоквартирного жилого домам.
Представитель административного ответчика не представил в материалы дела доказательства о том, что для обследования и оценки данного жилого дома имелись основания, о которых говорится в п.42 Положения.
Между тем, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Выводы межведомственной комиссии, изложенные в оспариваемом заключении, по существу не мотивированы, технические обоснования принятого решения не приведены. Они сделаны без учета степени и категории технического состояния основных строительных конструкций жилого дома в целом, степени фактического износа, степени его огнестойкости, условий обеспечения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
В состав межведомственной комиссий не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют в полной мере форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению. В частности, к акту обследования не были приложены результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций.
Установив, что осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении межведомственной комиссией процедуры проведения оценки соответствия жилого дома установленным в пункте 44 Положения требованиям.
При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности многоквартирного дома для проживания граждан.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующий документ: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Анализ указанной правовой нормы позволило суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что привлечение специализированной организации к обследованию дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу, а также заключение данной организации являются обязательным условием при принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Довод административных ответчиков в апелляционных жалобах о том, что истцы нарушили срок для обращения, был исследован судом первой инстанции и обоснованно признано о том, что срок обращения в суд с административным иском не нарушен.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что истцам о том, что их многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, стало известно мене чем за три месяца до обращения в суд. Административный иск подан 6 декабря 2017 года, т.е. в пределах срока, указанного в ч.1ст.219КАСРФ.
Сами оспариваемые документы (акт обследования, заключение межведомственной комиссий, постановление главы администрации) в средствах массовой информации не были опубликованы. Сведения о работе межведомственной комиссии и принятом решении не были доведены до жильцов дома путем размещения объявлений в общедоступных местах жилого дома. Административным ответчиком достоверные доказательства того, что ранее каким-либо иным образом было доведено до жильцов о принятом межведомственной комиссией решении относительно их жилого дома, не представлены.
Сам по себе то обстоятельство, что постановлением Правительства РД от 25 июня 2013 г. N326 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в РД в 2013-2015 годах" в многоквартирных домах, куда включен и дом N 5 по ул. Нахимова г. Махачкалы, постановление было опубликовано в средствах массовой информации, не является достаточным доказательством того, что жильцам указанного жилого дома достоверно стало известно об оспариваемых по настоящему делу документах органа местного самоуправления.
Судом обоснованно признаны несостоятельными доводы ответчиков о том, что 5 марта 2016 года состоялось общее собрание жильцов дома, на котором присутствовали все собственники жилых помещений. Судом первой инстанции был исследован копия протокола общего собрания, представленная ответчиков в суд. Исследование показало, что протокло жильцами дома и собственниками жилых помещений в нем не подписывался. В листе для голосования не проставлены даже подписи председателя и секретаря собрания. Поэтому судом обоснованно сделан вывод, что указанный протокол не может являться доказательством того, что еще в марте 2016 года истцам стало известно об акте обследования и заключения межведомственной комиссии.
Судом были также оценены и другие доказательства, представленные ответчиками в подтверждение доводов о пропуске срока обращения в суд, которые были оценены с точки зрения их достоверности и допустимости и обоснованно сделан вывод о том, что эти доказательства не могут быть приняты во внимание, как доказательства того, что истцам стало известно об указанных акте и заключении ранее 3-х месяцев.
При указанных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 2 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы: представителя административного ответчика врио министра юстиции РД; начальника Управления по жилищной политике г. Махачкалы Ибнухаджарова А. А. и представителя Администрации ГОсВД "город Махачкала" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.