Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего
судей
при секретаре
Вегель А.А,
Храмцовой В.А, Рудь Е.П,
Тенгерековой Л.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Крахмалева Алексея Николаевича - Гончаренко Владимира Михайловича на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 августа 2018 года по делу
по иску Крахмалева Алексея Николаевича к УФСИН России по Алтайскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
25 января 2018 года Крахмалев А.Н, будучи подполковником внутренней службы, являясь начальником филиала по Октябрьскому району г.Барнаула ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю, обратился с рапортом в территориальную комиссию УФСИН России по Алтайскому краю о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
16 марта 2018 года заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, поскольку супруга заявителя 29 апреля 2016 года продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру ***, расположенную по адресу: "адрес", что свидетельствует об осуществлении действий приведших к ухудшению жилищных условий.
Крахмалев А.Н, не согласившись с данным решением, обратился с иском в суд к ответчику о признании незаконным решения комиссии в части отказа Крахмалеву А.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; о возложении обязанности на комиссию УФСИН России по Алтайскому краю поставить Крахмалева А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25 января 2018 года.
В качестве обоснования заявленных требований указывал на то, что по месту регистрации, а именно по адресу: "адрес" он со своей семьей не проживал и не проживает. Таким образом, утверждение ответчика об обеспеченности жилой площадью в размере 8,25 кв.м на каждого, не соответствует действительности.
Вывод комиссии о принадлежности на праве собственности ? доли в "адрес", не соответствует действительности, так как право собственности прекращено 22 декабря 2009 года.
Кроме того, комиссией не учтено, отсутствие умысла на ухудшение жилищных условий. Жилое помещение в "адрес" продано в связи с переводом истца на работу в г.Барнаул.
Решением Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 августа 2018 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Оспаривая постановленный судебный акт, сторона истца просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что продажа супругой жилого дома, расположенного в "адрес" стало возможным вследствие назначения с 1 апреля 2015 года Крахмалева А.Н. на должность начальника филиала по Октябрьскому району г.Барнаула ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю с одновременным освобождением от занимаемой должности начальника филиала по Новичихинскому району. Соответственно, переезд семьи в г.Барнаул на постоянное место жительство способствовало продаже данного жилого помещения, а не намеренное ухудшение жилищных условий. Полученные от продажи дома денежные средства потрачены на найм жилого помещения в г.Барнауле.
Договором найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" право на регистрацию в нем не предусмотрено, а потому осуществлена регистрация по адресу: "адрес". Сама по себе регистрация по указанному адресу не влечет за собой возникновение права проживания в нем. При этом в комиссию, в числе прочих документов, предоставлялась справка ООО УК ЖЭУ-47 "Строитель" о проживании Крахмалева А.Н. и членов его семьи в жилом помещении по адресу: "адрес". Договор найма жилого помещения не принят комиссий по причине того, что предоставление данного документа не предусмотрено установленным законом перечнем.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Гончаренко В.М. на удовлетворении доводов апелляционной жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Крахмалев А.Н. с 6 мая 2016 года, зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 49,5 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", супруга заявителя Крахмалева А.В. с детьми зарегистрирована по указанному адресу с 20 августа 2015 года, принадлежащем на праве общей долевой собственности родителям супруги заявителя, которые также зарегистрированы по указанному адресу.
До указанного времени Крахмалев А.В. и члены его семьи были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение, общей площадью 67,1 кв.м, принадлежало на праве собственности супруге заявителя и отчуждено ею 29 апреля 2016 года.
25 января 2018 года Крахмалевым А.В. подан рапорт на имя начальника УФСИН России по Алтайскому краю о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием в собственности жилого помещения.
16 марта 2018 года территориальная комиссия УФСИН России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала Крахмалеву А.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, - намеренное ухудшение жилищных условий.
Разрешая спор, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований истца, указав, что продажа супругой Крахмалева А.Н. жилого помещения, расположенного в "адрес", обоснованно расценена ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции не может согласиться, по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч.1 ст.1 данного Закона).
В соответствии с ч.1 ст.4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ.
Так, единовременная социальная выплата в числе прочего предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ).
Часть 5 ст.4 предусматривает, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч.6 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст.31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (ч.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч.8 ст.4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п.12).
Аналогичные положения содержатся в ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая, что основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являлось не истечение установленного ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетнего срока после совершения супругой заявителя намеренных действий способствующих постановке заявителя на учет, то юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта умышленного совершения заявителем таких действий.
В обоснование заявленных требований Крахмалев А.Н. указывал, что продажа квартиры в "адрес" связана с его переездом совместно с членами семьи на постоянное проживание в г.Барнаул после его назначения на новую должность.
В свою очередь районный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указанным обстоятельствам оценку не дал.
Между тем, как следует из материалов дела Крахмалев А.Н. с 1 апреля 2015 года назначен на должность начальника филиала по Октябрьскому району г.Барнаула ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Алтайскому краю". Ранее истец занимал должность начальника филиала по Новичихинскому району. На момент совершения сделки купли-продажи квартиры в с.Новичиха истец, вместе со своими членами семьи проживал в г.Барнауле.
Соответственно назначение Крахмалева А.Н. на новую должность в другом муниципальном образовании повлекло переезд семьи истца в г.Барнаул. Так, его супруга и двое несовершеннолетних детей зарегистрированы по месту жительства в г.Барнауле с 20 августа 2015 года, сам истец снят с регистрационного учета в с.Новичиха 25 апреля 2016 года, после чего произведено отчуждение квартиры, а в мае 2016 года истец зарегистрирован по месту жительства в г.Барнауле.
После отчуждения квартиры истец обратился с рапортом о постановке его на учет спустя практически два года.
Изложенные мотивы совершения сделки по отчуждению квартиры *** расположенной по адресу: "адрес" не позволяют сделать вывод о том, что целью ее совершения являлся умысел супруги на последующую постановку Крахмалева А.Н. на учет. Данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты.
В связи с чем, судебная коллегия находит основания полагать, что именно отсутствие потребности в квартире по причине переезда к новому месту службы в другое муниципальное образование для постоянного проживания стало следствием отчуждения указанного выше недвижимого имущества.
При указанных обстоятельствах отказ ответчика в постановке Крахмалева А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 марта 2018 года по основанию намеренного ухудшения супругой истца жилищных условий, является незаконным, а требования истца в части признания его таковым обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку требование о возложении на ответчика обязанности принять его на учет с даты обращения с соответствующим заявлением, то есть с 25 января 2018 года относится к компетенции полномочного на то органа, то у суда отсутствуют основания для его удовлетворения.
С учетом изложенного, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Крахмалева А.Н, с вынесением решения о признании незаконным решения территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 марта 2018 года в части отказа Крахмалеву А.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, и возложении на ответчика обязанности повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Крахмалева А.Н. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Руководствуясь ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 августа 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковое заявление Крахмалева Алексея Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 марта 2018 года в части отказа Крахмалеву А.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369.
Обязать УФСИН России по Алтайскому краю рассмотреть заявление Крахмалева Алексея Николаевича о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В остальной части исковые требования Крахмалева Алексея Николаевича оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.