Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего
судей
при секретаре
Новоселовой Е.Г,
Ромашовой Т.А, Медведева А.А,
С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Л.М.В. на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2018 года по делу
по иску Л.М.В, Л.Д.Е. к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, КГКУ "Региональное жилищное управление", администрации города Новоалтайска Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.М.В. является матерью Л.Д.Е, ДД.ММ.ГГ года рождения, который признан ребенком-инвалидом. Семья Л.М.В. из шести человек проживает в квартире общей площадью 31,7 кв.м по адресу: "адрес". Собственником квартиры является Л.М.В.
Л.Д.Е. страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378, в связи с чем Л.М.В. постановлением администрации города Новоалтайска от 14.06.2016 N1057 поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящейся к категории граждан, у которых ребенок страдает тяжелыми формами хронических заболеваний.
Администрацией города Новоалтайска Алтайского края Л.М.В. сообщено, что она стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГ с номером очереди " ***". Вопрос об улучшении жилищных условий семьи будет решаться в порядке существующей очередности по мере освобождения муниципального жилья.
Постановлением администрации города Новоалтайска от 22.06.2018 N983 семья Л.М.В. с детьми признана малоимущими в целях предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Истец Л.М.В, ссылаясь на данные обстоятельства, обратилась с иском к администрации г.Новоалтайска Алтайского края, в котором просила предоставить ей, как лицу, имеющему ребенка-инвалида, во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания; установить срок для исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
07.03.2018 от истца Л.М.В. принято уточненное исковое заявление, в котором ответчиками указаны Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление".
Определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 07.2018 по ходатайству истца произведена замена ответчиков с администрации г.Новоалтайска, комитета администрации г.Новолтайска по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, энергетике, транспорту, строительству на КГКУ "Региональное жилищное управление".
Решением Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26.04.2018 в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
В апелляционной жалобе истец Л.М.В. просила решение суда отменить и удовлетворить ее исковые требования, ссылаясь в обоснование доводов жалобы, что суд при рассмотрении спора не выяснял вопрос о признании ее малоимущей, не предлагал представить доказательства данного факта, хотя согласно справке Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от ДД.ММ.ГГ *** ее семья в составе 6 человек признана малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи и иных видах социальной поддержки. Данное обстоятельство по ее мнению предоставляет ей право на внеочередное предоставление жилья.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от ДД.ММ.ГГ ***-П, указала на необходимость и возможность предоставления жилого помещения сыну с учетом одного проживающего члена семьи. Полагает, что обеспеченность сына жилой площадью с учетом права на дополнительную должна составлять 42 кв.м. (28+14), тогда как ее сын имеет обеспеченность 5,2 кв.м.
ДД.ММ.ГГ судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам первой инстанции в связи с непривлечением к участию в деле в качестве соистца Л.Д.Е.
До начала рассмотрения гражданского дела по существу в суд апелляционной инстанции от истцов поступило уточненное исковое заявление, в котором в качестве ответчика привлечена администрация г.Новоалтайска, требования истцов сформулированы следующим образом: обязать надлежащего ответчика предоставить Л.М.В, как имеющей ребенка-инвалида, страдающего хроническим заболеванием вне очереди жилое помещение общей площадью на семью из двух человек с учетом права Л.Д.Е. на дополнительную площадь по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Установить срок исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Е.Л.А. поддержала уточненное исковое заявление и доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков, третьего лица возражали против удовлетворения исковых требований истцов, ссылаясь на отсутствие с 01.01.2018 оснований для предоставления жилого помещения в связи с исключением заболевания истца Л.Д.Е. из Перечня заболеваний, дающих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ). Судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст.57 ЖК РФ).
Согласно п.3 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Ранее такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378, к которому было отнесено заболевание ***. С 01.01.2018 действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N987н. Данным Перечнем предусмотрены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, куда отнесены заболевания по ***. Заболевание истца такого права в настоящее время не предоставляет.
Вместе с тем, согласно положениям ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Поскольку право на внеочередное обеспечение жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь возникло у несовершеннолетнего истца Л.Д.Е. до изменения действующего законодательства, внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения, то обстоятельство, что истец Л.Д.Е. не был обеспечен жилым помещением до 01.01.2018 не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее орган местного самоуправления от исполнения обязанности, которая была возложена законом, поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч.1 ст. 6 ЖК РФ).
Таким образом, изменение законодательства после возникновения права и его реализации в установленном порядке не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцами требований.
Не может служить основанием для отказа в иске и то обстоятельство, что постановлением администрации города Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** Л.М.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с тем, что заболевание Л.Д.Е. не входит в перечень тяжелых форм хронических заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поскольку данный ненормативный акт органа местного самоуправления противоречит положениям жилищного законодательства и у администрации г.Новоалтайска отсутствовали основания для снятия семьи Л.М.В. с данного вида учета, поскольку основания, дающие истцам право на получение жилого помещения по договору социального найма не утрачены.
Согласно справки КГУЗ "Городская больница имени Л.Я.Литвиненко, г.Новоалтайск" Л.Д.Е. страдает психическим заболеванием- умственная отсталость в степени умеренно-выраженной дебильности, неврозоподобное заикание, проживает с матерью.
Данное обстоятельство в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2018 N4-П, предполагает вынесение решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения с учетом его предоставления по крайней мере на еще одного взрослого члена семьи - законного представителя Л.М.В, поскольку несовершеннолетний ребенок в силу возраста и психического состояния не может проживать один.
Поскольку ранее действующим Перечнем заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N817 заболевание Л.Д.Е. предоставляло право на дополнительную жилую площадь, то жилое помещение Л.М.В. должно быть предоставлено на состав семьи из двух человек, с учетом права Л.Д.Е. на дополнительную площадь.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у истцов возникло право на предоставление вне очереди жилого помещения в связи с наличием у несовершеннолетнего Л.Д.Е. заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний.
Истцы в суде апелляционной инстанции в качестве соответчика указали администрацию "адрес", которая в силу закона является надлежащим ответчиком по требованиям истцов.
Так, поскольку семья истца принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01.01.2005, признаны малоимущей, то при реализации ребенком-инвалидом права на получение жилого помещения в силу ч. 2 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ истец Л.Д.Е. имеет право на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма за счет органа местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относит непосредственное обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (ст.16 Закона).
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.14, ч.2 ст.19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2018)", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2018).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17.12.2009 N1563-О-О (п. 2.1, п. 2.2) указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Законом Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" категория граждан, к которым отнесен истец Л.Д.Е, не обеспечивается жилыми помещениями краевого фонда социального использования.
В соответствии со ст.13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда является обязательными для исполнения всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и др.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (ч. 2).
Таким образом, положения приведенной нормы применяются тогда, когда действия ответчика не связаны с передачей и возвратом имущества или взысканием денежных средств. В данном случае требования истцов связаны с передачей по договору социального найма жилого помещения - имущества, в связи с чем срок исполнения решения не подлежит установлению в силу процессуального законодательства.
Более того, предоставление истцам жилого помещения администрацией г.Новоалтайска сопряжено с выполнением ряда действий: получение бюджетных средств, соблюдение процедуры закупок жилых помещений и т.п... В связи с чем, установленные бюджетным и иным законодательством, сроки для выполнения указанных действий не могут быть ограничены судом.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Л.М.В, Л.Д.Е. удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Новоалтайска Алтайского края предоставить во внеочередном порядке Л.М.В, имеющей ребенка-инвалида Л.Д.Е, на состав семьи два человека жилое помещение по договору социального найма в границах города Новоалтайска Алтайского края с учетом права Л.Д.Е. на дополнительную площадь по установленным нормам.
В удовлетворении исковых требования истцов к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, КГКУ "Региональное жилищное управление" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.