Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием представителя административного истца "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краюоб установлении кадастровой стоимости нежилыхпомещенийравной их рыночной стоимости,
установил:
административный истец "данные изъяты" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", а также нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты". Также административный истец просил восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным иском.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих "данные изъяты" на праве собственности нежилых помещений значительно превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога на имущество. В связи с этим истец просит установить по состоянию на ДД.ММ.ГГ кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты", кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** - "данные изъяты".
Представитель административного истца "данные изъяты" в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по изложенным в административном исковом заявлении доводам.
Законный представитель административного истца, а также административные ответчики Правительство Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованное лицо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в рассмотрении дела не направили, об отложении разбирательства дела не просили.
При этом от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю до судебного заседания поступил отзыв на иск, в котором указано об оставлении вопроса об установлении кадастровой стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, заявленной административным истцом, на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается и вводится в действие на территории Алтайского края налог на имущество организаций, обязательный к уплате на территории Алтайского края.
Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" определяет правовые основы применения на территории Алтайского края налога на имущество организаций (далее - налога) в части, отнесенной Налоговым кодексом Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 указанного закона Алтайского края налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что "данные изъяты" на праве собственности принадлежит нежилое помещение Н1 с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11).
Также "данные изъяты" является собственником нежилого помещения Н2 с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.10).
Приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры края от ДД.ММ.ГГ *** указанные помещения включены в Перечень объектов недвижимого имущества под ***, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), включая объекты недвижимости с кадастровыми ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Алтайского края".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном реестре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты".; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** также определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет "данные изъяты". (л.д.12,13).
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку Правительством Алтайского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Алтайского края, оспариваемая кадастровая стоимость нежилого помещения является действующей, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания.
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обществом с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю поданы заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ заявления "данные изъяты" отклонены (л.д.15-16).
В подтверждение рыночной стоимости нежилого помещения административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком "данные изъяты" работающим по трудовому договору у "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером *** расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты".; рыночная стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты". (л.д.17-62).
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование и являющимся членом "данные изъяты" содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости здания; мотивированное обоснование выбора используемого доходного подхода и отказа от использования сравнительного и затратного подходов при оценке нежилого помещения; описание последовательности определения стоимости объектов оценки; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранных подходов; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности; соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих достоверность указанных в них итоговой величины рыночной стоимости нежилого помещения и земельного участка.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного объекта недвижимости в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлениями Администрации Алтайского края.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом результаты оценки, содержащиеся в представленном административным истцом отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости нежилых помещений, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, указанных в отчете, у суда отсутствуют.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования "данные изъяты"
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты".
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений - ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.