Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
Председательствующего Вахитовой Г.Д,
судей Абдуллиной С.С,
Гильмановой О.В,
при секретаре Хусаиновой Л.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиатдинова И.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и г. Дюртюли Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Зиатдинова И.М. на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 26 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Зиатдинов И.М. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и г. Дюртюли РБ (далее ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что решением ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ N... от дата истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального 30-летнего стажа работы. Пенсионным органом не зачтены в специальный стаж истца периоды прохождения на курсах повышения квалификации с 28 апреля 1993 г. по 26 мая 1993 г, с 6 февраля 1994 г. по 26 февраля 1994 г, с 2 ноября 1998 г. по 29 декабря 1998 г, с 3 ноября 2003 г. по 30 декабря 2003 г, с 25 февраля 2004 г. по 3 марта 2004 г, с 26 ноября 2005 г. по 4 декабря 2005 г, с 8 января 2009 г. по 5 марта 2009 г, а также период работы в Обществе с ограниченной ответственностью "Медсервис" (далее ООО "Медсервис") в должности врача акушер - гинеколога с 12 февраля 2010 года по 11 марта 2018 года. Данное решение ответчика истец считает незаконным, поскольку у него имеется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Просит признать незаконным вышеуказанное решение ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ N... от дата, включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию время нахождения на курсах повышения квалификации, всего 7 месяцев 18 дней, а так же период работы в ООО "Медсервис" в должности врача акушер - гинеколога с 12 февраля 2010 г. по 11 марта 2018 г, назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения, то есть с 12 марта 2018 года.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 26 июня 2018 года исковое заявление Зиатдинова И.М. удовлетворено частично, постановлено признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ N 36 от 10 мая 2018 г. в части отказа во включении Зиатдинову И.М. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Обязать ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ включить в стаж Зиатдинова И.М. для назначения досрочной страховой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 28 апреля 1993 г. по 26 мая 1993 г, с 6 февраля 1994 г. по 26 февраля 1994 г, с 2 ноября 1998 г. по 29 декабря 1998 г, с 3 ноября 2003 г. по 30 декабря 2003 г, с 25 февраля 2004 г. по 3 марта 2004 г, с 26 ноября 2005 г. по 4 декабря 2005 г, с 8 января 2009 г. по 5 марта 2009 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Также с ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ в пользу Зиатдинова И.М. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Зиатдинова И.М. ставится вопрос об отмене решения в части отказа во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения периода работы в ООО "Медсервис" с 12 февраля 2010 года по 11 марта 2018 года в должности врача акушер-гинеколога, с принятием в отмененной части нового решения о включении указанного периода его работы в специальный стаж и обязать пенсионный орган назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 12 марта 2018 года, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда в данной части, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав Зиатдинова И.М. и его представителя Ахиярову Г.Д, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ - Шарифьянову Г.Р, полагавшую решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
12 марта 2018 года Зиатдинов И.М. обратился в ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ от 10 мая 2018 года N... Зиатдинову И.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом не включены в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 28 апреля 1993 года по 26 мая 1993 года, с 06 февраля 1994 года по 26 февраля 1994 года, с 02 ноября 1998 года по 29 декабря 1998 года, с 03 ноября 2003 года по 30 декабря 2003 года, с 25 февраля 2004 года по 03 марта 2004 года, с 26 ноября 2005 года по 04 декабря 2005 года, с 08 января 2009 года по 05 марта 2009 года - курсы повышения квалификации с отрывом от производства, а также период работы в ООО "Медсервис" в должности врача акушера - гинеколога с 12 февраля 2010 года по 11 марта 2018 года. На момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости специальный стаж Зиатдинова И.М. с учетом включенных пенсионным органом периодов его лечебной деятельности составил 24 года 3 месяца 15 дней.
Будучи не согласным с приведенным выше решением пенсионного органа и полагая, что время его нахождения на курсах повышения квалификации и период работы в ООО "Медсервис" в должности врача акушера - гинеколога с 12 февраля 2010 года по 11 марта 2018 года подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, Зиатдинов И.М. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Дюртюлинском район и г. Дюртюли РБ.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Зиатдинова И.М, суд признал незаконным решение ответчика в части отказа во включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и обязал пенсионный орган включить в специальный стаж истца указанные периоды.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Разрешая требование Зиатдинова И.М. о включении в специальный стаж периода работы в ООО "Медсервис" в должности врача акушера - гинеколога с 12 февраля 2010 года по 11 марта 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что в принятых постановлениями Правительства Российской Федерации в целях реализации статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не поименовано, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Зиатдинова И.М. в указанной части не имеется.
Этот вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела и закону, а довод апелляционной жалобы ответчика об обратном - ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих вопросы досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (утратил силу с 01 сентября 2014 года) (действовавшим на момент возникновения спорных отношений, утратил силу с 01 сентября 2014 года- Федеральный закон от 05 мая 2014 N 99-ФЗ) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации Общество с ограниченной ответственностью отнесено к коммерческой организации.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Как усматривается из материалов дела, Зиатдинов И.М. в должности врача акушера - гинеколога в ООО "Медсервис" работал с 12 февраля 2010 года по 11 марта 2018 года.
Из пункта 3.1 Устава ООО "Медсервис" следует, что целью деятельности Общества, как коммерческой организации, является извлечение прибыли.
ООО "Медсервис" не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в действовавших в спорные периоды работы Зиатдинова И.М. в данном Обществе Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627, Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, общества с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, общество с ограниченной не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции об отказе во включении периода работы Зиатдинова И.М. в должности врача акушера - гинеколога в ООО "Медсервич" с 12 февраля 2010 года по 11 марта 2018 года в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости следует признать правомерным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права.
Кроме того, довод апелляционной жалобы Зиатдинова И.М. о необходимости включения спорного периода его работы в ООО "Медсервис" в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку он в эти периоды фактически осуществлял трудовую деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, не влечет отмену обжалуемого решения суда.
Согласно разъяснениям, изложеннымв пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем Зиатдинова И.М. (ООО "Медсервис"), подтверждающие, что он в спорный период, работая в должности врача акушера-гинеколога в ООО "Медсервис", имел право на включение этого периода работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие истца с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного решения суда.
Оценка представленных сторонами доказательств по делу и добытых судом дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиатдинова И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Вахитова Г.Д.
Судьи: Абдуллина С.С.
Гильманова О.В.
Справка:
судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.