Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Свистун Т.К,
судей Латыповой З.Г, Пономаревой Л.Х,
при секретаре Насырове Р.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2018 г, которым постановлено:
исковые требования Муллаяновой Д.Г. к ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе во включении в специальный стаж периодов, включении периодов прохождения курсов повышения квалификации, а также периодов работы в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан в части отказа Муллаяновой Л.Г. во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии но старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, а также периодов работы в должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН.
Засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", следующие периоды:
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с дата по дата, с дата по дата в календарном исчислении;
- периоды работы в должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН с дата по дата
Обязать ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан назначить Муллаяновой Д.Г. досрочную трудовую пенсию по п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 16 января 2018 г, т.е. со дня обращения в пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Взыскать с ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан в пользу Муллаяновой Д.Г. расходы по уплате услуг представителя в размере 10000 руб.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х, судебная коллегия
установила:
Муллаянова Д.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию. В обоснование требований указала, что решением ответчика от дата в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. При этом в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с дата по дата, с дата по дата и периоды работы в должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН с дата по дата Полагая решение незаконным, истец просила его отменить, обязать ответчика включить в педагогический стаж указанные периоды, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с дата
Судом принято решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан, выражая несогласие с вынесенным судебным постановлением в части включения в специальный стаж периода работы в должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН с дата по дата
Стороны, будучи извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
В части удовлетворения исковых требований Муллаяновой Д.Г. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, решение суда не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки судебной коллегии.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (подлежащим применению к периоду работы Муллаяновой Л.Г. с дата по дата в должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН), в пункте 1.8 наименование учреждений указаны - дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Из материалов дела следует, что истец обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от дата в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано по мотиву отсутствия необходимого для этого педагогического стажа - 25 лет. При период работы Муллаяновой Л.Г. с 1 января 2005 г. по 31 марта 2012 г. должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН в специальный трудовой стаж истца ответчиком включен не был.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж указанного периода работы истца, суд первой инстанции исходил из того, что Муллаянова Л.Г. с дата в порядке перевода из ясли- сада N... принята на должность воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН, также было установлено, что первым наименованием дошкольного учреждения УНЦ РАН являлся детский сад (ясли-сад) N...
Согласно распоряжению Президиума УНЦ РАН N... от дата "О закрытии детского сада N... УНЦ РАН" данное учреждение было ликвидировано и организовано в новое дошкольное учреждение для детей сотрудников УНЦ РАН - "ДОУ N... УНЦ РАН", которое на основании Постановления Главы администрации адрес N... дата было переименовано в ДОУ "Ясли-сад N... УНЦ РАН".
Постановлению Главы администрации адрес N... от дата ДОУ "Ясли-сад N... УНЦ РАН" было переименовано в ГДОУ "Детский сад N... УНЦ РАН".
На основании Постановления Президиума РАН N... от дата "О реорганизации ликвидации дошкольных образовательных учреждений-детских садов Российской академии наук" ГДОУ "Детский сад N... УНЦ РАН" ликвидировано и организовано в виде Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН.
С учетом того, что в период с дата истец Муллаянова Л.Г. работала в одной и той же должности - (воспитателем), в одном и том же дошкольном учреждении при УНЦ РАН, которое в результате многочисленных реорганизаций и переименований имело разные названия, исходя из лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от дата, свидетельства о государственной аккредитации центра от дата, выданными Министерством образования Республики Башкортостан, уставом Учреждения РАН Уфимского научного центра РАН, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что характер, специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, направлении деятельности организации, в которой работала истец в качестве воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН соответствуют работе в должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781.
Разрешая спор, суд верно указал, что доводы ответчика о несоответствии наименования учреждения, в котором работал истец, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы.
Удовлетворяя исковые требования о включении истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы истца с дата по дата в должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН, суд указал на то, что переименование учреждения не привело к изменению условий и характера профессиональной деятельности, трудовых функций, выполняемых истцом.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на представленных документах, свидетельствующих о переименовании учреждения, в котором работала истец в спорный период, что ответчиком не опровергнуто.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что изменение наименования учреждения, в котором работала истец, не зависело от воли истца.
Данная позиция указана и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с абз. 2 п. 17 которого, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных п. п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда о признании незаконным решения ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан N N... от дата в части исключения из специального стажа истца периода работы в должности воспитателя Центра дошкольного воспитания УНЦ РАН.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они основаны на неправильном применении норм права, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут являться основаниями к его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Т.К. Свистун
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Шарипова Г.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.