Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г, Якуповой Н.Н,
при секретаре Дилявировой Н.А,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Гусенкова К.В. - Гафиятуллина М.Н. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2018 года, которым в удовлетворении измененных исковых требований Гусенкова КВ к Военному комиссариату Республики Башкортостан о взыскании невыплаченных денежных средств, перерасчете пенсии и зачете в выслугу лет периода службы - отказано.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Гусенков К.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Башкортостан о взыскании невыплаченных денежных средств, перерасчете пенсии и зачете в выслугу лет периода службы.
В обоснование иска указано, что с августа 1989 года по май 1993 года Гусенков К.В. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ, будучи курсантом Армавирского ВВАУЛ, а с мая 1993 года по июль 2004 года был направлен для прохождения военной службы в Вооруженные силы Республики Казахстан, откуда был уволен в запас 09 июля 2004 года и переехал на постоянное место жительства по адресу: РБ, Туймазинский район, с. Серафимовский, ул. Гафури, 13-40. Военным комиссариатом РБ ему была назначена пенсия с учетом общей выслуги более 25 лет, за которую, согласно ч. 13 ст. 2 Федерального закона РФ N... от 07 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с 01 января 2012 года предусмотрена ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 40 процентов. С 01 января 2017 года ответчиком был произведен перерасчет пенсии - за выслугу лет, поскольку размер его выслуги лет был уменьшен, при исчислении выслуги лет не был учтен период его службы в Республике Казахстан (22 мая 1993 года по 09 июля 2004 года), а процентная надбавка была снижена до 10 процентов, и таким образом, размер пенсии с 10 процентной надбавкой в 2017 г. составил 22 271, 67 рублей, из которых 20 246, 97 рублей размер основной пенсии, а 2 024, 70 рублей размер 10% надбавки.
Истец полагает, что решение Военного комиссариата Республики Башкортостан является незаконным, поскольку снижая процентную надбавку до 10 процентов, Военный комиссариат Республики Башкортостан руководствовался пп. "в" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, согласно которому период службы засчитывается в стаж только при условии перевода военнослужащего в Вооруженные силы Российской Федерации. То есть, ему была снижена процентная надбавка на том основании, что он не был переведен в Вооруженные силы РФ. При этом Военным комиссариатом РБ был проигнорирован пп. "д" вышеуказанных Правил, согласно которому военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве, засчитывается в выслугу лет для назначения надбавки. Размер пенсии его должен быть рассчитан с учетом 40% надбавки при выслуге 25 лет и более. Согласно справки о состоянии вклада он на период с 1 января по 31 марта 2018 года размер основной пенсии в 2018 году составил 21 056, 85 рублей - 23 162,54*100/110=21 056,85, размер же пенсии с учетом 40% надбавки составляет 29 479 рублей 59 копеек. И таким образом разница в недополученной суммы пенсии за период 12 месяцев 2017 года и 4 месяца 2018 г. составила 101 072 рубля 80 копеек ((29 479, 59-23 162, 54)*16 мес. = 101 072, 80).
На основании изложенного, истец с учетом уточнений к иску просил взыскать с Военного комиссариата РБ в его пользу сумму недополученной пенсии в размере 101 072, 80 рублей за период 12 месяцев 2017 года и 4 месяца 2018 года с исчислением процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%, исходя из продолжительности выслуги лет, включая службу в Вооруженных силах Республики Казахстан, обязав таким образом Военный комиссариат РБ произвести перерасчет размера пенсии с 01 января 2017 года по 25 мая 2018 года. Засчитать в выслугу лет период службы в Вооруженных силах Республики Казахстан с 22 мая 1993 года по 09 июля 2004 года.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Гусенкова К.В. - Гафиятуллин М.Н. указывает, что не согласен с решением суда первой инстанции, поскольку Военным комиссариатом РБ ранее была назначена пенсия с учетом общей выслуги лет более 25 лет, за которую согласно ч. 13 ст. 2 Федерального Закона РФ N... от 07 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с 01 января 2012 года предусмотрена ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 40 %. Полагает, что установленный ему размер пенсии не может быть уменьшен. При этом судом был проигнорирован довод Гусенкова К.В. и представителя о необходимости применения в данном случае пп. "д" вышеуказанных Правил, согласно которому военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которым заключены соответствующие договоры и соглашения о военном сотрудничестве, засчитывается в выслугу лет для назначения надбавки. Просит решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Военный комиссариат Республики Башкортостан полагает, что вынесенное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, просит судебную коллегию отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав истца Гусенкова К.В, его представителя Гафиятуллина М.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" Голенкова А.Н, Степанову Т.И, полагавших решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14 февраля 1992 года) и от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Согласно ст. 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В соответствии со ст. 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями
В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
В ч. 2 названной статьи установлено, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09 декабря 2009 года N... "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства - участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участника, выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19 марта 2012 года "О разъяснении консультативного заключения от 09 декабря 2009 года N... ".
Приведенное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, как было верно отмечено судом первой инстанции в решении, дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06 июля 1992 года, и является официальным.
Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства: в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2).
При этом применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве - участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник, толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Вместе с тем, при определении в данном случае размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе для определения процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет исчисляется по ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Закрепленное в Соглашениях от 14 февраля 1992 года и 15 мая 1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
В Российской Федерации правовые основания назначения пенсий военнослужащим и порядок их исчисления содержатся в Законе РФ от 12 февраля 1993 года N... "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ст. 43 названного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу положений п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Правительством РФ было принято Постановление от 21 декабря 2011 года N 1074 "Об утверждении Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" (далее Правила).
Статьей 2 Правил предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством РФ;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 1 января 1995 года в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Гусенков К.В. с 01 августа 1989 года по 22 мая 1993 года обучался в Армавирском высшем военном авиационном училище летчиков и после его окончания приказом Министра обороны РФ от дата N... был зачислен в распоряжение Министерства обороны Республики Казахстан.
С 22 мая 1993 года по 06 сентября 2004 года проходил военную службу в войсковых частях, дислоцирующихся в Республике Казахстан и согласно выписке из приказа Министра обороны Республики Казахстан N 074 от 09 июля 2004 года уволен с действительной военной службы в запас по ст. 59 п. 4 по ограниченному состоянию здоровья. Документов, подтверждающих его перевод в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие воинские формирования и органы, в личном деле нет.
Выслуга лет календарная составила 15 лет 1 мес, в льготном исчислении - 25 лет 2 мес.
Пенсия Гусенкову К.В. была назначена с 07 сентября 2004 года и выплачивалась до 01 января 2017 года с процентной надбавкой за выслугу лет 40%.
С 01 января 2017 года размер пенсии приведен в соответствие с действующим законодательством РФ, а именно произведен перерасчет выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет. В выслугу лет был зачтен период службы до 22 мая 1993 года, а это 3 года 21 день, что соответствует 10 % надбавке за выслугу лет, период службы в ВС Республики Казахстан с 22 мая 1993 года не был включен в выслугу лет для исчисления надбавки к пенсии. В силу положений п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет.
Согласно направленному в адрес Гусенкова К.В. письму N N... от 22 декабря 2016 года ФКУ Военного комиссариата РБ, в связи с проведением проверки обоснованности назначения пенсии выявлен факт неправильного определения ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, входящей в состав денежного довольствия при выплате Гусенкову К.В. пенсии. В результате перерасчета надбавки, размер пенсии с 01 января 2017 года составил 21 414,47 рублей. Для сведения сообщается, что удержание выплаченной процентной надбавки за выслугу лет до 01 января 2017 года производиться не будет.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что выслуга лет Гусенкова К.В, как военнослужащего, проходившего службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшего место жительства в Российской Федерации, для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по законодательству Российской Федерации в области пенсионного обеспечения военнослужащих.
Расчет выслуги лет пенсионным органом определен в соответствие с положениями Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074. Период с 22 мая 1993 года по 06 сентября 2004 года приходится на военную службу истца в Республике Казахстан. Приведенные положения Российского законодательства не предусматривают возможности включения периодов службы граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников СНГ, за исключением случаев их перевода в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, а также в вооруженных силах государств - бывших республик Союза ССР до 1 января 1995 года.
Гусенков К.В. был уволен с военной службы из Вооруженных Сил Республики Казахстан, в установленном порядке после данной службы в Вооруженные Силы РФ не переводился, его служба осуществлялась не в Объединенных Вооруженных силах государств-участников СНГ.
В изложенной связи суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями закона, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в выслугу лет для назначения надбавки периода службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан с 22 мая 1993 года по 06 сентября 2004 года. Доводы апелляционной жалобы об обратном состоятельными не являются и отклоняются судебной коллегией.
Доводы жалобы о применении к рассматриваемым отношениям пп. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет судебная коллегия находит необоснованными, поскольку соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данных государств в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключалось, а Соглашения от 15 мая 1992 года и 14 февраля 1992 года указанные вопросы не регламентируют.
Ссылка в жалобе на то, что суд не установилмомент возникновения гражданства РФ у Гусенкова К.В, не учел, что гражданство Республики Казахстан он никогда не получал, на правильность вынесенного решения не влияет, поскольку данные обстоятельства не оспаривались ответчиком при рассмотрении дела.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права. Доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как они не опровергают выводы суда и содержат лишь субъективную оценку установленным по делу обстоятельствам.
В этой связи оспариваемое решение суда является законным, обоснованным, и оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гусенкова К.В. - Гафиятуллина М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.