Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей Гибадуллиной Л.Г,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Дилявировой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Минилбаева Л.Я. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Минилбаева Л.Я. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании права на награждение - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минилбаев Л.Я обратился в суд с иском к МВД по Республике Башкортостан о признании права на награждение, мотивируя свои требования тем, что он проработал в Отделе МВД России по Мишкинскому району с 14 января 2000 года и был уволен по достижению предельного возраста 18 апреля 2016 года (приказ Отдела МВД России по Мишкинскому району от 18 апреля 2016 года N50). Приказом МВД по Республике Башкортостан от 07 ноября 2016 года N1497 л/с, то есть через 6 месяцев 20 дней после увольнения (в нарушение п.9 Положения о медали МВД России "За отличие в службе", утвержденного приказом МВД России от 31 октября 2012 года N989), он был награжден медалью "За отличие в службе" 3-ей степени. Его обращения о присвоении ему звания "Ветеран труда" в Министерство туда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (письмо N15-799 от 14 марта 2017 года), а после Кировским районным судом г..Уфы от 04.07.2017 (дело N 2-4101/2017), Верховным Судом Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года (по делу N33-19827/2017), определениями Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 февраля 2018 года (дело N4Г-936/18) и Верховным Судом Российской Федерации от 03 мая 2018 года (дело N49-КФ 18-431) (по апелляционным и кассационным жалобам) были отклонены по причине того, что награждение медалью "За отличие в службе" 3-ей степени приходится на период внесения изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 N5-ФЗ "О ветеранах" вступивших в действие с 01 июля 2016 года, что не входит в перечень ведомственных наград МВД России, утвержденных приказом МВД России от 24 августа 2016 года N481, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
После отказа в удовлетворении исковых требований, для зашиты нарушенных прав, он был вынужден лично обратиться с письмом в Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан с целью подтверждения факта нарушения требований приказа МВД России от 31 октября 2012 года N 989 (отменен приказом МВД России от 20 апреля 2017 года N 220) в части несоблюдения сроков представления к награждению его медалью "За отличие в службе". Считает, что отказ Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан об изменении даты награждения его медалью МВД России "За отличие в службе" 3-ей степени, является незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минилбаева Л.Я. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МВД по Республике Башкортостан - Файрузова Ф.Р, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ответчик правомерно отказал в изменении срока награждения истца медалью, истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Минилбаев Л.Я. проходил службу в органах внутренних дел (МВД Республики Башкортостан) с 14 января 2000 года по 25 февраля 2002 года и с 13 декабря 2004 года по 18 апреля 2016 года (всего 16 лет 10 месяцев 20 дней - в календарном исчислении).
На основании приказа Отдела МВД России по Мишкинскому району от 18 апреля 2016 года N 50 л/с Минилбаев Л.Я. был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" по выслуге лет дающей право на получение пенсии (л.д. 13).
Приказом МВД по Республике Башкортостан от 07 ноября 2016 года N 1497л/с истец был награжден медалью МВД России "За отличие в службе" III степени (л.д. 12).
Минилбаев Л.Я. обращался с заявлением о выдаче удостоверения "Ветеран труда", однако письмом N 15-799 от 14 марта 2017 года Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ему было отказано в присвоении указанного звания.
Истец обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований Минилбаева Л.Я. было отказано, которое оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Минилбаева Л.Я, суд исходил из того, что на присвоение звания "Ветеран труда" вправе претендовать сотрудники МВД России, награжденные ведомственным знаком отличия - медалью "За отличие в службе" I и II степеней, тогда как имеющаяся у истца медаль "За отличие в службе" III степени не относится к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", поскольку приказ о награждении истца медалью "За отличие в службе" III степени был издан 07 ноября 2016 года, то есть после внесения изменения в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" и издания Приказа МВД Российской Федерации N 481 от 24 августа 2016 года, которым указанная медаль исключена из перечня ведомственных знаков отличия МВД России, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В связи с этим Минилбаев Л.Я. обратился в МВД по Республики Башкортостан с заявлением об изменении даты награждения медалью.
24 ноября 2017 года письмом заместителя начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Башкортостан N 3/175205390676 истцу отказано в изменении срока награждения медалью, со ссылкой на то, что действующим законодательством внесение дополнений в приказы о награждении медалями МВД России "За отличие в службе" прошлых лет не предусмотрено. При этом указано, что по состоянию на октябрь 2015 года действующих дисциплинарных взысканий у истца не имелось, наградной лист к награждению медалью МВД России "За отличие в службе" III степени должен был быть представлен Отделом МВД России по Мишкинскому району в октябре 2015 года. При проведении служебной проверки установлена вина помощника начальника отдела - руководителя ГРЛС подполковника внутренней службы Салмиянова Н.А. в том, что он своевременно не подготовил документы к награждению медалью (л.д. 8-9).
Оснований для признания незаконным отказа МВД по Республике Башкортостан во внесении изменений даты награждения Минилбаева Л.Я. ведомственной наградой в связи с несвоевременным награждением его по вине должностного лица Отдела МВД по Мишикнскому району МВД России, несвоевременно подготовившего наградные документы, у суда первой инстанции не имелось.
Какими-либо нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность внесения изменений в приказы МВД России прошлых лет о награждении, по указанным обстоятельствам. Такие изменения могут быть внесены лишь в случаях допущенных технических описок или ошибок в документах. Приказ о награждении Минилбаева Л.Я. таких описок и ошибок не содержит, издан в соответствии с наградными материалами, представленными в октябре 2016 года.
Кроме того, суд обоснованно указал на пропуск истцом срока обращения в суд с исковыми требованиями, о чем было заявлено стороной ответчика.
В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Истец был награжден медалью 07 ноября 2016 года. Письмо заместителя начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Башкортостан N 3/175205390676 от 24 ноября 2017 года было получено истцом не позднее 05 февраля 2018 года, на которое он ссылался в своей кассационной жалобе, в передаче которой для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано (л.д. 24-26). С исковым заявлением в суд он обратился только 29 мая 2018 года.
Доказательства уважительности причин пропуска данного срока, истец не представил, что является самостоятельным основанием для отказа судом в иске.
Доводы жалобы об обращении истца в различные органы для восстановления своих нарушенных прав по истечению 2-х месяцев после того, как ему стало известно о его награждении, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не препятствовали истцу обратиться в суд за защитой своего права в установленный законом срок.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минилбаева Л.Я,- без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.