Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф,
судей: Гаиткуловой Ф.С. и Салихова Х.А.
при секретаре Хажиевой Р.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Габдрахимовой Ф.С. - Габдрахимова М.М. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С, судебная коллегия
установила:
Габдрахимова Ф.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о признании незаконными решения Администрации муниципального района Туймазинский район об отказе в постановки на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет. В обоснование требований указала, что она как вдова инвалида участника Великой Отечественной войны, как ветеран войны и труда, как гражданка нуждающаяся в улучшении проживания, обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет. Ей по надуманным причинам было отказано в постановке на учет. Она зарегистрирована в квартире, принадлежащей ФИО1 по адресу: адрес, жилой площадью 16,0 кв.м. совместно с тремя проживающими.
Истица просила признать незаконным решение Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "ветеран Великой Отечественной войны, члены семей, погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войне, нуждающихся в жилых помещениях", обязать ответчика поставить ее на учет, как вдову инвалида Великой отечественной войны.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года в удовлетворении административного иска Габдрахимовой Ф.С. отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Габдрахимовой Ф.С. - Габдрахимов М.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что истица нуждается в жилом помещении, с момента реализации квартиры прошло более пяти лет, умышленного ухудшения жилищных условий с ее стороны не было. Ей 97 лет она инвалид второй группы и нуждается в постороннем уходе.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, выслушав представителя Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Насибуллина Т.Д, представителя Министерства семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан Ахмерова А.И, представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Рысаева Д.И, возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Учитывая характер возникших между сторонами правоотношений, принимая во внимание заявленные истцом требования о праве на постановку на учет как нуждающейся в жилых помещениях, настоящий спор подлежит рассмотрению в соответствии правовыми нормами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Положением п.п. 3 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Габдрахимовой Ф.С, суд первой инстанции исходил из того, что продажа квартиры, расположенной по адресу: адрес, и регистрация административного истца 12 апреля 2018 г. в квартире общей площадью 29,9 кв.м. по адресу: адрес является умышленным ухудшением жилищных условий, при этом административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что продажа квартиры общей площадью 49,20 кв.м. и регистрация в квартире общей площадью 29,9 кв.м. была вынужденной мерой, и не направлена на намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Между тем судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
В силу пунктов 3 и 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
На основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий
Из определения Конституционного Суда РФ N 258-О-О, рассмотревшего вопрос о конституционности нормы статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами своего субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Как следует из материалов дела, 03 мая 2018 года Габдархимова Ф.С. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "ветераны Великой отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях".
17 мая 2018 года Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан направило истице сообщение N 180 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "ветераны Великой отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях" на основании ст. 53, п. 1 ч. 1 ст. 54 Ж К РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Габдрахимовой Ф.С. на праве собственности с 19 декабря 1995 года до 15 марта 2013 года принадлежала квартира общей площадью 49,20 кв.м, расположенная по адресу: адрес
15 марта 2013 года Габдрахимова Ф.С, от имени которой действовал по доверенности Габдрахимов М.М, продала на основании договора купли-продажи принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: адрес, Иманову С.А. за 2 000 000 руб.
С 24 июля 2014 г. по 22 июля 2019 г. Габдрахимова Ф.С. зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении по адресу: адрес
С 12 апреля 2018 г. Габдрахимова Ф.С. зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее внучке ФИО1 по адресу: адрес, общей площадью 29,9 кв.м, совместно с ней зарегистрированы: муж племянницы - ФИО2 с 26.04.2018 г, муж внучки - ФИО3 временно с 25 августа 2014 г. по 25 августа 2019 г.
Пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено в качестве одного из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - не истечение срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса.
При разрешении спора судом не учтено, что к моменту обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении срок, установленный в приведенной правовой норме, истек.
Учитывая возраст Габдрахимовой Ф.С, дата года рождения, инвалида второй группы, не имеющей до 12 апреля 2018 года постоянного места регистрации, действия административного истца, выразившиеся в переезде и регистрации на постоянное место жительство к внучке в жилое помещение, не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий.
В соответствии с "Правилами регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ" от 17 июля 1995 года, гражданин должен быть зарегистрирован по своему постоянному месту жительства.
Исходя из анализа положений действующего законодательства, регистрация по месту временного пребывания сама по себе не является доказательством выбора гражданином постоянного места жительства. Кроме того, гражданин вправе самостоятельно определять и выбирать место своего временного или постоянного проживания. Данные о том, что место временного пребывания Габдрахимовой Ф.С. является местом постоянного жительства, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку, по тем основаниям, что истица зарегистрирована по месту пребывания в г.Октябрьском и не представлено обоснованной необходимости регистрации по месту жительства в адрес не имелось.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основаны неправильном определении обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права к правоотношениям сторон.
Из материалов дела следует, что ответчик отказал истице в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, соблюдение иных требований Администрацией муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан не проверены.
С учетом изложенного, обжалуемое решение судебная коллегия не может признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Габдрахимовой Ф.С, признав решение Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан об отказе в постановке на учет Габдрахимовой Ф.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении от 17 мая 2018 года исх. N.., незаконным, обязав ответчика повторно рассмотреть заявление Габдрахимовой Ф.С. вх. N... от 03 мая 2018 года о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказав в остальной части в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Габдрахимовой Ф.С. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, обязании поставить на учет, удовлетворить частично.
Признать решение Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан об отказе в постановке на учет Габдрахимовой Ф.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении от 17 мая 2018 года исх. N... незаконным, обязав Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление Габдрахимовой Ф.С. вх. N... от 03 мая 2018 года о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Габдрахимовой Ф.С. отказать.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
Х.А. Салихов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.