Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф. Ф,
судей: Гибадуллиной Л.Г,
Якуповой Н.Н,
с участием прокурора Сафина А.Р,
при секретаре Исмагилове А.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алушкина В.В. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года, которым постановлено:
административный иск ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ к Алушкину В.В. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
установить в отношении Алушкина В.В, дата рождения, освобождаемого из мест лишения свободы 19 февраля 2019 года, административный надзор на срок 8 лет, исчисляемый со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Алушкина В.В. следующие административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 час. до 07.00 часов;
- запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел;
- обязать Алушкина В.В. являться на регистрацию в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения 4 (четыре) раза в месяц.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф. Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора сроком на 10 лет в отношении осужденного Алушкина В.В, освобождаемого из мест лишения свободы 19 февраля 2019 года, совершившего особо тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений. Просил применить в отношении ответчика следующие ограничения сроком на 10 лет: запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22:00 до 07:00 часов; запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; обязать являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Алушкин В.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что суд не учел его положительные характеристики, он встал на путь исправления, по отбытию наказания имеет планы трудоустроиться для обеспечения жены и дочери, место работы находится не по месту проживания, работа в две смены, установленные ограничения будут препятствовать этому.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Алушкина В.В. посредством видеоконференц-связи, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Сафина А.Р, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года ) и главой 29 КАС РФ.
В соответствии с Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 названного Федерального закона устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 данной статьи; 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 данной статьи).
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения.
Из материалов дела следует, приговором Стерлитамакского городского суда РБ от 08 февраля 2010 года Алушкин В.В. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
17 июня 2010 года он также осужден Стерлитамакским городским судом РБ (с учетом кассационного определения Верховного Суда РБ от 24 августа 2010 года и постановления Стерлитамакского городского суда РБ от 06 октября 2011 года) по ч. 1 ст. 111 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговоры от 04 и 08 февраля 2010 года) к 7 годам 6 месяцам лишения свободы. 26 июня 2015 года освобожден условно-досрочно на 1 год 10 месяцев 4 дня.
20 декабря 2016 года Стерлитамакским городским судом РБ Алушкин В.В. осужден по ч. 1 ст. 119, п. "в" ч. 2 ст. 158, п.п. "б", "в" ч. 2 ст. 158, п. "б" ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 350 часам обязательных работ.
Согласно приговору Стерлитамакского городского суда РБ от 04 мая 2017 года с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ от 16 августа 2017 года Алушкин В.В. осужден по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году 5 месяцам лишения свободы. На основании ст.ст. 70, 71 УК РФ по совокупности с приговорами от 17 июня 2010 года и 20 декабря 2016 года окончательное наказание назначено в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В действиях Алушкина В.В. по приговору от 04 мая 2017 года установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Разрешая иск, суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года, принимая во внимание то обстоятельство, что осужденный Алушкин В.В. совершил преступление при опасном рецидиве преступлений, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для установления ответчику административного надзора с целью предупреждения совершения им повторных преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и защиты государственных и общественных интересов и правильно установилАлушкину В.В. административный надзор на срок погашения судимости за тяжкое преступление сроком на 8 лет, с установлением административных ограничений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период отбывания наказания Алушкин В.В. характеризуется положительно, не могут быть признаны основаниями для отмены или изменения правильного по существу решения суда, поскольку Алушкин В.В. был осужден за совершение особо тяжкого преступления, в его действиях установлен опасный рецидив преступлений.
Довод о том, что установленные ограничения будут препятствовать трудовой деятельности, не влияют на законность решения суда, поскольку трудоустройство является предполагаемым после отбытия наказания. В случае трудоустройства Алушкина В.В. на работу со сменным графиком, не препятствует ему обратиться в суд по месту жительства или пребывания с заявлением об изменении установленных ограничений.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел ввиду следующего.
Судом первой инстанции не были учтены положения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ, согласно которому срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Принимая во внимание изложенное, решение суда в части постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания следует дополнить - "или фактического нахождения", за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года изменить в части срока исчисления административного надзора, указав:
установить в отношении Алушкина В.В, 20 марта 1989 года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы 19 февраля 2019 года, административный надзор на срок 8 лет, исчисляемый со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Алушкина В.В, - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.