Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Фахретдиновой Р.Р.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Адеевой (Мостовой) В.В. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным уведомления (решения) Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от дата N... об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
административный иск Адеевой (Мостовой) В.В. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным уведомления (решения) государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от дата N... об отказе во включении в реестр пострадавших граждан - удовлетворить.
Признать незаконным уведомление (решение) Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от дата N... об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить Адееву (Мостовую) В.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Адеева (Мостовая) В.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госкомитет по строительству и архитектуре) от дата N... об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в обоснование заявленных требований указав следующее.
дата Госкомитет по строительству и архитектуре по результатам рассмотрения документов о включении в реестр пострадавших граждан, представленных Адеевой (Мостовой) В.В, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", принял решение N 15-07/2322 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан.
Основанием для отказа во включении в реестр пострадавших граждан в решении указано на несоответствие Адеевой (Мостовой) В.В. требованиям подпункта 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а именно: отсутствие договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, с чем административный истец не согласна, поскольку Госкомитет по строительству и архитектуре не учел, что, если сторонами при совершении сделки, не отвечающей требованиям указанного закона, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона от дата N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в том числе, меры ответственности им предусмотренные.
К заявлению о включении в реестр пострадавших граждан Адеевой В.В, кроме договоров соинвестирования и иных документов, подтверждающих ее право на включение в реестр пострадавших граждан, приложена копия вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда адрес от дата по иску Мостовой (ныне Адеевой) В.В. к ООО "БашСтройКомплект" о защите прав потребителей, которым, в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ от дата требования истца удовлетворены в части взыскания с ответчика денежных средств 2 343 200 рубля, процентов - 372 666 рублей, штрафа в размере 1 360 433 рубля. Указанное решение явилось одним из оснований для Арбитражного Суда Республики Башкортостан для включения Мостовой (Адеевой) В.В. в реестр требований кредиторов по делу о банкротстве должника ООО "БашСтройКомплект" по делу N А07-1127/2015.
С учетом изложенных обстоятельств, Адеева В.В. просила суд признать уведомление (решение) Госкомитета по строительству и архитектуре от дата N... об отказе во включении Адеевой В.В. в реестр пострадавших граждан незаконным, обязать административного ответчика включить Адееву В.В. в реестр пострадавших граждан.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Госкомитет по строительству и архитектуре просит решение отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом первой инстанции не дана надлежащая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу, неправильно применены нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика Ильясова В.А, судебная коллегия приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от дата N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от дата N... (действующим в спорный период) утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, согласно пункту 4 которого включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).
Пунктом 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр. В частности, к таким основаниям относятся:
- несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (подпункт 1);
- привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве" после вступления в силу Федерального закона от дата N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подпункт 4).
Из системного анализа названных норм Правил ведения реестра следует, что на основании подпункта 4 пункта 14 Правил ведения реестра может быть отказано во включении в реестр такому гражданину, который соответствует одному или нескольким критериям, установленным Приложением N... к вышеназванному Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации, но привлечение денежных средств которого осуществлено с нарушением указанных норм Федерального закона "Об участии в долевом строительстве".
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что дата между сторонами заключен договор соинвестирования строительства жилья N... по строительному адресу: жилой дом Литер 7В по бульвару Баландина в Kaлининском районе городского округа адрес, во исполнение условий которого вышеуказанной организацией в счет оплаты цены данного договора приняты векселя ОАО "Сбербанк России" по акту приема - передачи от дата на сумму 3 380 000 рублей и по акту от дата на сумму 134 800 рублей, всего на 3 514 800 рублей.
Согласно пункту 3 Соглашения от дата о расторжении названного договора из указанной выше суммы административным ответчиком приняты (зачтены) в счет оплаты цены вновь заключаемых договором соинвестирования строительства жилья денежные средства в размере 2 343 200 рублей (1 171 600 рублей по договору N... от дата и 1 171 600 рублей по договору N... от дата), при этом оставшаяся сумма в размере 1 171 600 рублей административным ответчиком возвращена.
В соответствии с пунктом 1.2. договора соинвестирования N... от дата инвестор привлек соинвестора к участию в софинансировании строительства объекта в виде строительства однокомнатной адрес общей проектной площадью 40,4 кв.метров на 10 этаже, жилого дома Литер 7В по бульвару Баландина в адрес. Согласно договору финансирование производится соинвестором путем передачи инвестору инвестиционных средств в размере 1 171 600 рублей.
Согласно пункту 1.2 договора соинвестирования N... от дата инвестор привлек соинвестора к участию в софинансировании строительства объекта в виде строительства однокомнатной квартиры общей проектной площадью 40,4 кв.метров на 8 этаже адрес жилого дома Литер 7В по бульвару Баландина в адрес. Согласно пункту 2.3 финансирование производится соинвестором путем передачи инвестору инвестиционных средств в размере 1 171 600 рублей. Обязательства сторон по договору считаются выполненными в полном объеме с момента подписания сторонами акта приема - передачи квартир.
Стоимость долевого участия в строительстве квартир, общей площадью 121,2 кв.метров, находящихся на 8 этаже по строительному адресу: жилой дом Литер 7В по бульвару Баландина в адрес, согласно пункту 4 договора уступки права требования по договору долевого участия составляет 2 343 200 рублей, которые соинвестор передал инвестору в полном объеме, однако административный ответчик свои обязательства по договорам не выполнил и административному истцу квартиры по актам приема - передачи не передал.
Решение Октябрьского районного суда адрес явилось одним из оснований для Арбитражного Суда Республики Башкортостан для включения административного истца в реестр требований кредиторов по делу о банкротстве должника ООО "БашСтройКомплект" по делу N А07-1127/2015.
дата административным ответчиком на основании подпункта 1 пункта 10 Правил было принято решение об отказе во включении Алеевой В.В. в реестр пострадавших граждан.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, районный суд пришел к выводу о том, что Адеева В.В. соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Минстроя России от дата N... /пр.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с законом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от дата N... -КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон.
В указанных случаях, если судом будет установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил материальный и процессуальный закон, полно и всесторонне исследовал, предоставленные доказательства, вследствие чего апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, в том числе, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении административного дела не установлено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламов Ф.Т.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Фахретдинова Р.Ф.
справка: судья Курамшина А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.