Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Фахретдиновой Р.Р.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семиной Д.А. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка, о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании незаконными действий по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, аннулировании сведений и снятии земельных участков с кадастрового учета,
по апелляционной жалобе Семиной Д.А. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
уточненный административный иск Семиной Д.А. к Администрации городского округа адрес, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка, о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании незаконными действия по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, аннулировании сведений и снятии земельных участков с кадастрового учета, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семина Д.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации ГО г.Салават о признании незаконными действий по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, аннулировании всех сведений и снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, в обоснование заявленных требований указав следующее.
Семина Д.А. является собственником адрес многоквартирном жилом доме по адресу: адрес ей, как собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ей помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
дата под указанным многоквартирным жилым домом был сформирован и поставлен на учет земельный участок площадью 1 747 кв.метров с кадастровым номером N.., при этом были нарушены требования статьи 6 Федерального закона от дата N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", абз. 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 2 и 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
Согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный участок указанного дома фактическое землепользование определено площадью 11 654 кв.метра. Земельный участок с кадастровым номером N... сформирован по обрезу фундамента жилого дома, без учета мест расположения газонов, зеленых насаждений, зон отдыха и игр детей, контейнерной площадки, места для парковки машин, территории необходимой для обслуживания и эксплуатации нежилых помещений, расположенных на первом этаже многоквартирного адрес со стороны адрес, то есть, без учета фактического землепользования и не может обеспечивать эксплуатацию дома.
Кроме того, административный ответчик осуществил формирование земельного участка площадью 289 кв.метров, который дата поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.., разрешенное использование: для обслуживания магазина 1000 мелочей, по адресу: адрес, юго-западнее жилого адрес. Данный участок непосредственно примыкает к земельному участку с кадастровым номером N... и необходим для эксплуатации нежилых помещений на первом этаже многоквартирного адрес, территория для обслуживания которых, в границах земельного участка с кадастровым номером N.., должна была быть включена в границы земельного участка, сформированного под указанным домом, в настоящий момент земельного участка с кадастровым номером N... Таким образом, действия городской Администрации по формированию, постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N... также являются незаконными.
С учетом изложенных обстоятельств, просила признать незаконными действия Администрации адрес по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: N... и N.., обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ аннулировать все сведения и снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: N...
В дальнейшем Семина Д.А. уточнила иск, дополнив требованиями к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по городу Салават о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению собственностью адрес от дата N... /з "Об утверждении проекта границ по разделению земельного участка", признании незаконным постановления Администрации городского округа адрес от дата N... "О предоставлении ООО "1 000 мелочей" в аренду земельных участков для обслуживания магазина "1 000 мелочей".
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Семина Д.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом первой инстанции не дана надлежащая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу, неправильно применены нормы процессуального и материального права.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 16 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирном доме, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен МКД. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от дата N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа.
Местоположение границ образуемых земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, или земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (пункт 1 статьи 42.9 Федерального закона от дата N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Согласно пункту 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, Семина Д.А. является собственником адрес многоквартирном адрес в адрес.
Распоряжением председателя городского Комитета по управлению собственностью адрес N... /з от дата "Об утверждении проекта границ по разделению земельного участка" утвержден проект разделения земельного участка N.., находящегося в государственной собственности, на земельные участки с кадастровыми номерами N... (Б): адрес, площадь 1 747 кв.метров, земли поселений, занимаемый пятиэтажным жилым домом и N... (В): адрес, площадь 27 кв.метров для обслуживания крыльца.
дата земельный участок N... ), занимаемый пятиэтажным жилым домом был постановлен на кадастровый учет с площадью 1 747 кв.метров, присвоен кадастровый N... Согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный участок по адресу: адрес, по состоянию на дата площадь жилого дома составляет 1 742 кв.метра, по фактическому использованию - 11 653 кв.метра.
Договор управления многоквартирным домом от дата, заключен между собственниками адрес ООО "Жилуправление N... " на общую площадь земельного участка 12 308 кв.метров, в том числе, площадь застройки 1 742 кв.метра, газон - 6 634 кв.метра, асфальт - 3 868 кв.метров, входы в подъезд - 64 кв.метра.
Принимая во внимание, что ответчиками не представлено доказательств подготовки проекта планировки территорий и проекта межевания территорий, утвержденных главой Администрации адрес с соблюдением процедуры публичных слушаний при формировании земельного участка N... и постановке его на кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, аннулировании всех сведений и снятии с государственного кадастрового учета земельных участков.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с законом.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Семиной Д.А. пропущен срок обращения в суд с данным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу части 8 статьи 219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Учитывая, что земельный участок под многоквартирным домом поставлен на кадастровый учет 28 декабря 2005 года, Семина Д.А. стала собственником квартиры в указанном многоквартирном доме с 22 апреля 2011 года, следовательно, с данного момента Семиной Д.А. стало известно о площади земельного участка, занятого многоквартирным домом, при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представила, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в суд истец не обращалась, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Административным истцом объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд с административным исковым заявлением либо наличия уважительных причин пропуска срока в суд апелляционной инстанции также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы в основном повторяют правовую позицию истца, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Семиной Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламов Ф.Ф.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Фахретдинова Р.Ф.
справка: судья Салимов И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.