ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 44а-1708/18
г. Уфа 28 августа 2018 г.
Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 2 августа 2018 г.) жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "ИнвестФинансР" Баязитовой Р.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, от 12 января 2018 г, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.56 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "ИнвестФинансР" Баязитовой Р.Р,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, от 12 января 2018 г, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2018 г, директор общества с ограниченной ответственностью "ИнвестФинансР" Баязитова Р.Р. (далее также - Баязитова Р.Р.) привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 КоАП РФ.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными постановлениями, Баязитова Р.Р. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить, с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ - применить в отношении неё административное наказание в виде предупреждения.
Проверив материалы дела, изучив доводы заявителя, доводы возражения заместителя прокурора г. Стерлитамака на жалобу, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Статьей 14.56 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 КоАП РФ, выражается в осуществлении профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон о потребительском кредите).
Согласно статье 4 указанного Закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения) к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, применяются требования Федерального закона о потребительском кредите в части:
1) размещения информации о полной стоимости кредита (займа) на первой странице кредитного договора, договора займа;
2) запрета на взимание кредитором вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика;
3) размещения информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита (займа) в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
4) предоставления заемщику графика платежей по кредитному договору, договору займа.
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.
Статьей 2 указанного выше Федерального закона даны основные понятия, в том числе таким как:
1) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
2) микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона определено, что микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом о потребительском кредите.
Таким образом, с 1 сентября 2014 г. (начало действия Федерального закона о потребительском кредите) предоставление потребительских кредитов и займов, в том числе обеспеченных ипотекой, осуществляется кредитными организациями, кредитными кооперативами, ломбардами, жилищными накопительными кооперативами и другими юридическими лицами, осуществляющими микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
Как следует из материалов дела, ООО "ИнвестФинансР" в период с 30 марта 2017 г. по 8 сентября 2017 г. по адресу: адрес заключило с физическими лицами 36 договоров займа на покупку или строительство недвижимого имущества, по 32-м из которых предоставлены займы на сумму 13 007 500 рублей (л.д. 12-51).
Факт совершения Баязитовой Р.Р. административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 КоАП РФ, подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 сентября 2017 г. (л.д. 2-7); ответом ООО "ИнвестФинансР" N... от 11 сентября 2017 г. на запрос N... от 7 сентября 2017 г, в котором Общество признает, что в 2017 г. заключило 36 договоров займа, из которых по 32 договорам выданы займы в общем размере 13 007 500 рублей, из них возращено с учетом процентов 10 924 677 рублей (л.д. 9); реестром договоров Общества за 2017 г. (л.д. 10); объяснением Баязитовой Р.Р. от 12 сентября 2017 г, в котором она пояснила, что является директором ООО "ИнвестФинансР", в текущем году выдано 32 займа физическим лицам на общую сумму 13 007 500 рублей; Общество не является банковской или кредитной, микрофинансовой организацией, кредитным потребительским кооперативом, ломбардом, не состоит в реестре Банка России (л.д. 11); копиями договоров займа (л.д. 12-54); выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 54-56); показаниями Баязитовой Р.Р, данными мировому судье в ходе судебного разбирательства, в которых она признала вину в совершенном административном правонарушении (л.д. 76, 77-80).
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все представленные доказательства проверены мировым судьей в совокупности друг с другом, им дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о том, что совокупность представленных материалов является достаточной для признания Баязитовой Р.Р. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи обоснованно согласился судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан, который не усмотрел оснований для отмены постановления первой судебной инстанции.
Приведенные в жалобе доводы о неприменении судами положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, о необходимости замены назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон N 294-ФЗ) (часть 1 статья 1 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрено лишь при проведении проверок, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении ООО "ИнвестФинансР" проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации нарушение выявлено прокуратурой в результате осуществления мероприятий прокурорского надзора. В силу прямого указания пункта 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
При таких обстоятельствах мировым судьей и судьей городского суда обоснованно указано на отсутствие предусмотренных законом оснований для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, не усматривается.
Постановление о привлечении Баязитовой Р.Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 указанного Кодекса для данной категории дел.
Обстоятельства дела установлены верно и полно, административное наказание назначено в пределах санкции статьи 14.56 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, от 12 января 2018 г, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.56 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "ИнвестФинансР" Баязитовой Р.Р. оставить без изменения, её жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Х. Юлдашев
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.