ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 44а-2010/2018
г. Уфа 22 октября 2018 года
Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и адрес Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан Емельянов О.А. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, в отношении Коземаслов Д.И,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 14 июня 2018 года Коземаслов Д.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией огнестрельного гладкоствольного оружия модели "... ", калибра N.., N...
Решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 14 июня 2018 года изменено, действия Коземаслов Д.И. переквалифицированы с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Не согласившись с решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года, начальник отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан Емельянов О.А. обжалует его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит об отмене решения судьи ввиду его незаконности и необоснованности.
Ознакомившись с доводами жалобы, возражения на жалобу, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Согласно ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.
Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Из материалов дела следует, что в период времени с 13 июня 2018 года по 14 июня 2018 года выявлен факт хранения Коземаслов Д.И. по адресу: адрес огнестрельного гладкоствольного оружия модели "... ", калибра N.., N.., при наличии разрешения с истекшим сроком действия на его хранение и ношение (серии N... N.., срок действия которого истек 12 июня 2018 года), о чем в отношении него составлен административный протокол по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Рассматривая дело, мировой судья пришел к выводу о том, что совокупность представленных материалов, а именно: протокол об административном правонарушении N... от 14 июня 2018 года, протокол изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от 14 июня 2018 года, объяснительная Коземаслов Д.И, копия разрешения на хранение и ношение оружия N.., действительное до 12 июня 2018 года, является достаточной для признания Коземаслов Д.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Судья районного суда, проверяя законность принятого постановления, изменил его, переквалифицировав действия Коземаслов Д.И. с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ. При этом судья второй инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждено наличие у Коземаслов Д.И. умысла на незаконное хранение оружия после истечения срока действия разрешений на его хранение. В своих объяснениях Коземаслов Д.И. изначально указывал на то, что не смог обратиться в отдел лицензионно-разрешительной работы по объективным причинам, так как последний день разрешения на хранение и ношение оружия - 12 июня 2018 года приходился на государственный праздник, в связи с чем в отделе был неприемный день, при этом все необходимые документы им были подготовлены. Таким образом, доказательств вины Коземаслов Д.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем судья районного суда пришел к выводу о том, что Коземаслов Д.И, обладая оружием при наличии разрешения с истекшим сроком действия на его хранение и ношение, фактически нарушил срок продления разрешений на хранение и ношение оружия, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ. В жалобе начальник отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и Уфимскому району) г..Уфа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан Емельянов О.А. просит отменить решение судьи районного суда и оставить в силе постановление мирового судьи, поскольку истечение срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" условий его продления, хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования. Статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы. При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.Вышеизложенное свидетельствует об обоснованности доводов жалобы начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г..Уфе и Уфимскому району) г..Уфа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан Емельянова О.А. Между тем ст. 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3.1 постановления от 17 июля 2002 года N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 года N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших. Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.КоАП РФ также не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, доводы жалобы не могут служить основанием к пересмотру и отмене в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ вступившего в законную силу решения судьи Ленинского районного суда г..Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, в отношении Коземаслов Д.И. в связи с ухудшением его положения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, постановил:решение судьи Ленинского районного суда г..Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, в отношении Коземаслов Д.И, оставить без изменения, жалобу начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и адрес Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан Емельянова Олега Александровича - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители. Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается. Исполняющий обязанностиПредседателя Верховного Суда Республики Башкортостан Р.Х. Юлдашев
Справка:
мировой судья Валиуллина А.А,
федеральной судья Ситник И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.