Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" Хорошиловой В.А., действующей по доверенности N от 19 марта 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью Фирма
"Сервис-Центр "Лига-АА" Кольченко В.В, действующего по доверенности N, выданной директором Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" Крымшамхаловым Д.Т. 19 марта 2018 года сроком на три года, на решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 августа 2018 года
, вынесенное по делу об административном правонарушении о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" к административной ответственности по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по СКФО) от 16 ноября 2016 года N "О проведении рейдового мероприятия соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Национального парка "Приэльбрусье" Кабардино-Балкарской Республики" было проведено обследование территории Национального парка "Приэльбрусье" Кабардино-Балкарской Республики с 21 ноября по 12 декабря 2016 года.
По результатам данного обследования был составлен акт обследования территории N от 12 декабря 2016 года, из пункта 14 которого следовало, что на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты", (географические координаты "данные изъяты" северной широты "данные изъяты" восточной долготы) находится объект N (сооружение капитального типа). Сооружение имеет 6 этажей. Сооружение не достроено. Территория огорожена забором. На территории, также имеются двухэтажные постройки из кирпича. Шестиэтажное здание находится в 10 метрах с левой стороны от самоизливающегося источника минеральной воды и в 18 метрах от уреза воды р. Терскол. Сооружение находится в лесном массиве. Земельный участок, на котором расположен объект N, на основании договора аренды заключенного с Администрацией сельского поселения Эльбрус от 11.07.2008 г. используется арендатором - ООО "Сервис-Центр" Лига-АА" в лице директора Крымшамхалова Д.Т. Участок, на котором находится объект N, расположен в зоне хозяйственного назначения, согласно приказу Минприроды России от 25.02.2015 г. N "Об утверждении Положения о национальном парке "Приэльбрусье".
Ни в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике, ни в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу нет информации о проведении экологической экспертизы объекта строительства N. Для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения необходимо проведение административного расследования.
15 декабря 2016 года определением главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО Слепых О.В. в отношении Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" (далее ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА", Общество) было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с проведением административного расследования (л.д.193-196. т.1).
20 марта 2017 года вышеуказанным должностным лицом в отношении юридического лица - ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" был составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения.
Из указанного протокола следовало, что Росприроднадзором по СКФО был проведен рейдовый осмотр территории в границах национального парка "Приэльбрусье" Кабардино-Балкарской Республики, в ходе которого установлено, что в нарушение статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" осуществляет строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты", который полностью находится в контуре подсчета запасов водозабора Терскол Приэльбрусского месторождения подземных питьевых вод, то есть, осуществляет застройку площадей залегания полезных ископаемых без необходимых документов, а именно без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Также из указанного протокола следовало, что согласно информации Департамента по недропользованию по СКФО ООО "Фирма Сервис-Центр" Лига-АА" не обращалось и не получало заключение о наличии либо отсутствии залежей полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых на данном участке в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденного приказом Минприроды России от 13.02.2013 N53.
В силу этих обстоятельств был сделан вывод о том, что ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" осуществляет застройку площадей залегания полезных ископаемых без необходимых документов, а именно без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых (л.д.173-180, т. 1).
03 апреля 2017 года начальником отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО Макаровой А.П. в отношении ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" было вынесено представление N, в котором было указано, что осуществление строительства объекта N без надлежащего разрешения может привести к загрязнению, истощению запасов подземных вод, тем самым причинив значительный вред окружающей среде, и на юридическое лицо было возложено обязательство принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д.188-183, т.1).
В этот же день, 03 апреля 2017 года, постановлением N начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО Макаровой А.П. ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" привлечено к административной ответственности по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения в виде административного штрафа в размере 150000 рублей (л.д.184-190, т. 1).
Юридическое лицо признано виновным в том, что в нарушение статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" осуществляет строительство шестиэтажной гостиницы на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты", который полностью находится в контуре подсчета запасов водозабора Терскол Приэльбрусского месторождения подземных питьевых вод, то есть, осуществляет застройку площадей залегания полезных ископаемых без необходимых документов, а именно без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Решением судьи Эльбрусского районного суда от 23 августа 2018 года постановление N от 03 апреля 2017 года начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Росприроднадзора по СКФО оставлено без изменения, а жалоба ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" - без удовлетворения (л.д. 7-10, т.2).
14 сентября 2018 года представитель ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" - Кольченко В.В. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Эльбрусский районный суд с апелляционной жалобой, в которой, полагая решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 марта 2018 года незаконным и необоснованным, просит его отменить.
Заявитель жалобы указывает, что суд ошибочно признал инкриминированное юридическому лицу правонарушение длящимся и необоснованно привлек его к административной ответственности по истечении срока давности административного правонарушения, поскольку, считает заявитель, состав инкриминированного правонарушения является оконченным с момента фактического начала строительства объекта, с этого момента и следует исчислять срок привлечения к административной ответственности.
В подтверждение указанного характера совершенного правонарушения заявитель жалобы ссылается на то, что положениями пункта 71 статьи 11, статьей 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" срок проведения экологической экспертизы ограничен днем начала строительства или реконструкции объекта, а потому, правонарушение, выразившееся в строительстве или реконструкции без получения положительного экспертного заключения, является, считает он, оконченным со дня начала строительства или реконструкции, и такое правонарушение длящимся являться не может.
Как указано в жалобе, строительство объекта было начато ООО ППП "МИК - XXI", у которого 01 июля 2000 года ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" приобрело данное незавершенное строительством помещение и зарегистрировало право собственности в октябре 2005 года, а 18 апреля 2014 года было зарегистрировано право собственности на расположенные на указанном выше земельном участке объекты недвижимости. При этом, достоверных сведений о дате начала строительства объекта, материалы дела не содержат и при проведении административного расследования указанная дата не была установлена.
Не указаны время и дата совершения административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении от 20 марта 2017 года и в постановлении по делу об административном правонарушении от 03 апреля 2017 года, другие материалы дела также не позволяют получить сведения о дате и времени совершения административного правонарушения.
Кроме того, указывает заявитель, в нарушение нормы статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении в отношении ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" составлялся в отсутствие законного представителя юридического лица, которому не была вручена и копия протокола, в силу чего, считает заявитель, протокол составлен с существенными недостатками и не может являться доказательством по делу.
В жалобе также указано, что источник запасов водозабора находится на другой стороне реки в 150 метрах от объектов строительства и на участок земли, на котором расположены объекты ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА", вода подается через пластиковую трубу, а, следовательно полагает заявитель, отсутствует и объективная сторона правонарушения, так как застройка площадей залегания полезных ископаемых (воды) фактически не осуществляется.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, направил в Суд письмо о рассмотрении дела без участия его представителя, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нахожу возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя данного Департамента.
В судебном заседании представитель ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" Хорошилова В.А. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" Хорошилову В.А, прихожу к следующему.
Статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за застройку площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами.
В силу частей 1 и 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.07.2016) "О недрах" (в редакции, действовавшей на момент привлечения к административной ответственности) проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Приказом Минприроды России от 13 февраля 2013 г. N 53 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента государственная услуга по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений предоставляется физическим и юридическим лицам.
Согласно абзацам 2 и 6 пункта 21 Административного регламента, конечным результатом предоставления государственной услуги является:
выдача заключения об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки;
выдача разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.
Из материалов дела следует, что решением главы администрации г. Тырныауза от 17 мая 1994 года N Проектно-производственному предприятию "МИК-ХХI" г. Волгодонск Ростовской области был предоставлен для строительства базы отдыха земельный участок площадью 0,50 га, расположенный по адресу: "адрес" 07 мая 1999 года Эльбрусским райкомземом было выдано свидетельство на право собственности на землю (л.д.32-35, 36-37, т.1).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии N от 15 октября 2005 года, на основании договора купли-продажи от 01 июля 2000 года, заключенного между ООО ППП "МИК-ХХI" и ООО Фирмой "Сервис-Центр" Лига - АА", зарегистрировано право ООО Фирмы "Сервис-Центр" Лига - АА" на незавершенное строительством 2-х этажное здание общей площадью 270 кв.м, 48% готовности (номер объекта "данные изъяты"), расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес" (л.д.38, т.1).
В соответствии с договором аренды земельного участка от 11 июля 2008 года администрация сельского поселения Эльбрус передала ООО Фирме "Сервис-Центр" Лига - АА" в аренду земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" находящегося под незавершенным строительством (л.д.17-24, т.1).
В силу пункта 4.1.3. договора арендатор имеет право возводить строения и сооружения в соответствии с целевым назначением арендуемого земельного участка при наличии разрешительной документации в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Из протокола об административном правонарушении от 20 марта 2017 года следует, что на вышеуказанном земельном участке расположено сооружение капитального типа в 6 этажей. Сооружение не достроено. Территория огорожена забором. На территории также имеются двухэтажные постройки из кирпича. Шестиэтажное здание находится в 10 метрах с левой стороны от самоизливающегося источника минеральной воды и в 18 метрах от уреза воды р. Терскол. Сооружение находится в лесном массиве. Участок, на котором находится объект N, расположен в зоне хозяйственного назначения согласно приказу Минприроды России от 25.02.2015 г. N 73 "Об утверждении Положения о национальном парке "Приэльбрусье".
Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается ООО "Фирма Сервис-Центр" Лига-АА" то, что данное Общество на арендованном земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном в лесном массиве, на территории национального парка "Приэльбрусье" осуществляет строительство объекта капитального строительства - шестиэтажной гостиницы.
В материалах данного дела имеется справка Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу" от 10 февраля 2017 года N039, согласно которой объект осуществляемой застройки N расположен в контуре подсчета запасов водозабора Терскол Приэльбрусского месторождения подземных питьевых вод (л.д.205, т.1).
Установлено также, что ООО "Фирма Сервис-Центр" Лига-АА" не обращалось в Департамент по недропользованию по СКФО и не получало заключение о наличии либо отсутствии залежей полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых на данном участке (л.д.203, т.1).
В материалах дела каких-либо сведений о том, что данное строительство завершено и объект сдан в эксплуатацию, не содержится.
Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права от 18 апреля 2014 года, Обществом зарегистрированы права собственности на пять одноэтажных нежилых банных домика, расположенных также на поляне "адрес". Документом-основанием для регистрации права собственности указано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18 февраля 2013 года N (л.д.27-31, т.1).
При указанных обстоятельствах являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что находящееся на предоставленном ООО Фирме "Сервис-Центр" Лига - АА" в аренду земельном участке с кадастровым номером N шестиэтажное здание не окончено строительством, не введено в эксплуатацию, заключение о наличии либо отсутствии залежей полезных ископаемых в недрах под участком застройки, а также разрешение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки Обществом не получено.
Каких-либо сведений о том, что Обществом было исполнено предписание от 03 апреля 2017 года, материалы дела также не содержат.
Вместе с тем, согласно приведенным выше нормам при застройке площадей залегания полезных ископаемых необходимо получение заключения об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также в зависимости от полученного заключения - разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.
Разрешения на застройку не требуется при отсутствии полезных ископаемых под площадкой намечаемого строительства, что должно быть подтверждено заключением территориального органа Федерального агентства по недропользованию.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях юридического лица состава инкриминированного административного правонарушения, являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы о том, что вменяемое юридическому лицу административное правонарушение не является длящимся, что состав данного правонарушения является оконченным с момента фактического начала строительства объекта и, соответственно, сроки давности привлечения Общества к административной ответственности уже истекли, основаны на ошибочном толковании норм законодательства по делам об административных правонарушениях.
В обоснование этих доводов заявитель ссылается на положения пункта 71 статьи 11, статью 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в силу которых срок проведения экологической экспертизы ограничен днем начала строительства или реконструкции объекта. Однако, невыполнение требований приведенных выше норм об обязательности проведения государственной экологической экспертизы образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 8.4, и ссылка в жалобе идет на эту статью, при том, что по данному делу юридическое лицо привлечено к административной ответственности по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей иной состав административного правонарушения.
В связи с изложенным, доводы о том, что срок проведения экологической экспертизы ограничен днем начала строительства или реконструкции объекта, и правонарушение, выразившееся в строительстве или реконструкции без получения положительного экспертного заключения экспертизы, является оконченным со дня начала строительства, не имеют отношения к данному делу и какого-либо значения при определении срока давности правонарушения, выразившегося в застройке площади залегания полезных ископаемых без разрешения уполномоченного органа, не имеют.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.4 Кодекса, выражается в застройке площадей залегания полезных ископаемых без разрешения.
При этом, застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения считается таковой, если: строительство (реконструкция) объектов на площадях залегания полезных ископаемых начато или ведется вообще без получения официального разрешения компетентных органов.
В абзаце 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", дано разъяснение о том, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой статьи 4.5, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В данном случае достоверно установлено, что строительство шестиэтажного капитального здания не окончено, оно продолжается, следовательно, продолжается совершаемое ООО Фирмой "Сервис-Центр" Лига - АА" административное правонарушение, заключающееся в нарушении статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и возведении объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном за границами населенных пунктов, без получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки либо разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на размещение объекта капитального строительства на площадях залегания полезных ископаемых.
Действия Общества по продолжению строительства шестиэтажного здания при отсутствии у него установленного законом разрешения компетентного органа на строительство, являясь продолжаемым и длительным неисполнением им обязанностей по соблюдению требований статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и получению этого разрешения, образуют состав длящегося правонарушения, предусмотренного статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении от 20 марта 2017 года и в постановлении по делу об административном правонарушении от 03 апреля 2017 года не содержится сведений о дате начала строительства объекта, с которой, по мнению заявителя, исчисляется срок привлечения к административной ответственности, не влияют на законность вынесенных процессуальных актов.
Доводы жалобы о том, что право ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" на защиту нарушено составлением протокола об административном правонарушении без присутствия законного представителя юридического лица и невручением ему копии протокола не влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом и которое вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ч. 3, ст. 25.15 КоАП РФ).
Как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся в материалах дела, местом нахождения ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" является Кабардино-Балкарская Республика, "адрес", ул. "адрес", N (л.д.39, т.1).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что уведомление N о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 17 февраля 2017 года было направлено ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" по адресу: "адрес", ул. "адрес", N, что подтверждается списком N внутренних почтовых отправлений от 17 февраля 2017 года (л.д.160-169, т.1).
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N, письмо в адрес ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" прибыло в Нальчик 24 февраля 2017 года и передано почтальону, однако осуществлена неудачная попытка его вручения (л.д.172, т.1).
Как следует из штампов на копии конверта, имеющейся в материалах дела, данное письмо 28 марта 2017 года было возвращено в Росприроднадзор по СКФО за истечением срока его хранения (л.д.167, т.1).
20 марта 2017 года в отношении ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" был составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия которого вместе с определением о назначении дела к рассмотрению была также направлена в адрес юридического лица, что подтверждается списком N внутренних почтовых отправлений, сданных на почту в. г. Ессентуки согласно штампа 21 марта 2017 года (л.д.183-187, т.1).
Как указано в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Не состоятельна и ссылка заявителя на справку начальника Центра обслуживания юридических лиц Отделения почтовой связи 1 ФГУП Почты России по Кабардино-Балкарской Республике от 10 ноября 2017 года, из которой следует, что вся поступающая корреспонденция в адрес ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" никогда не отдавалась в доставку и отписывалась по истечению срока хранения (л.д.25, т.1).
Из объяснений представителя ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" Хорошиловой В.А, данных в настоящем судебном заседании следует, что Общество, будучи зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес", ул. "адрес", N, не имело и не имеет по данному адресу офиса, не находятся по этому адресу и работники Общества. По устной договоренности с отделением связи Общество получает почтовую корреспонденцию по адресу: "адрес"
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения. При этом пунктом 5 данной нормы установлено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения адреса обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
В данном случае ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" не предприняло мер по правильному указанию своего юридического адреса в едином государственном реестре юридических лиц, а должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, были приняты необходимые меры для надлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол был составлен в отсутствие представителя Общества в связи с возвратом почтового уведомления за истечением срока его хранения.
При таких обстоятельствах доводы о недопустимости в качестве доказательства протокола об административном правонарушении не могут быть признаны обоснованными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Обжалуемое решение судьи соответствуют требованиям приведенных норм и установленным по делу обстоятельствам.
Действия ООО Фирма "Сервис-Центр" Лига - АА" правильно квалифицированы по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено ему в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом общих правил назначения наказания и установленных обстоятельств дела, а также в пределах санкции статьи 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 августа 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении о привлечении ООО Фирма "Сервис-Центр "Лига-АА" к административной ответственности по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Л.М. Бабугоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.