Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Макоева А.А.
Судей Тхагалегова З.Т. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием Закураева Х.Х, его представителя Кафоевой Л.Р, представителя МВД по КБР Шабатуковой Ф.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по иску Закураева Х.Х. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании решения жилищной комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике,
по апелляционной жалобе Закураева Х.Х. на решение Нальчикского городского суда КБР от 27 августа 2018 года,
установила:
Закураев Х.Х. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту МВД по КБР), в котором просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР, оформленное протоколом N от 17 мая 2018 года, утвержденное распоряжением министра внутренних дел по КБР от 4 июня 2018 года N, и возложить на ответчика обязанность по его восстановлению на учете для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что оспариваемым решением жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР он с составом семьи из 6 человек был снят с учета для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Основанием к принятию такого решения послужили следующие обстоятельства.
Супруге истца - Закураевой А.С. в период с 20 сентября 2012 года по 25 января 2017 года принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: КБР, "адрес", и собственником указанного домовладения в настоящее время является Закураев Х.М.
По мнению истца, указанное решение является незаконным, нарушающим его права.
В настоящее время в указанном домовладении зарегистрированы и проживают 8 человек, что с учетом общей площади жилого помещения, составляющей 56.4 кв.м, не исключает его нуждаемости в улучшении жилищных условий и наличии у него права состоять на учете для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В возражении на исковое заявление Закураева Х.Х, представитель ответчика, указывая на ухудшение членом семьи Закураева Х.Х. своих жилищных условий, которые были расценены как действия, направленные на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, жилищной комиссией было принято решение о снятии Закураева Х.Х. с учета для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В связи с этими обстоятельствами представитель ответчика полагал об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Закураевым Х.Х. требований.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 27 августа 2018 года исковые требования Закураева Х.Х. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, считая его незаконным, Закураевым Х.Х. подана апелляционная жалоба об его отмене.
Апелляционная жалоба мотивирована доводами и ссылками на нормы права, приводившимися истцом в исковом заявлении.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении исковых требований Закураева Х.Х. допущено не было.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, решением жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР, оформленным протоколом от 21 сентября 2012 года N, утвержденным распоряжением МВД по КБР от 28 сентября 2012 года N, Закураев Х.Х. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из 6-ти человек (он, жена, двое сыновей, две дочери). Указано, что стаж службы Закураева Х.Х. по состоянию на 25 августа 2012 года, то есть на момент подачи заявления - 16 лет 10 месяцев 7 дней.
Вместе с женой и детьми Закураев Х.Х. зарегистрирован в жилом доме общей площадью 56.4 кв.м, находящемся на земельном участке мерою 2500 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет на праве собственности его отцу - Закураеву Х.М.
В связи с этим потребность Закураева Х.Х. и членов его семьи в жилой площади составила 108 кв.м. (6 человек х 18 кв.м.).
После обращения с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты (25 августа 2012 года) супругой Закураева Х.Х. - Закураевой А.С. по договору купли-продажи от 20 сентября 2012 года приобретено в собственность домовладение, расположенное по адресу: "адрес".
Данных о том, что Закураев Х.Х. уведомил жилищно-бытовую комиссию об улучшении своих жилищных условий и изменении потребности в жилой площади, материалы гражданского дела и учетного дела не содержат. В связи с этим жилищно-бытовой комиссией решения об изменении размера социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подлежащей предоставлению Закураеву Х.Х, не принимались.
Материалами дела также подтверждается, что Закураева А.С. по договору купли-продажи от 25 января 2017 года продала домовладение, расположенное по адресу: "адрес" в собственность Закураева Х.М. - отца Закураева Х.Х.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что членом семьи Закураева Х.Х. совершены действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, что в силу установленного правового регулирования является основанием для снятия сотрудника органов внутренних дел с учета для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
При этом, коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ).
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Вышеприведенные обстоятельства применительно к положениям части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ свидетельствуют о том, что членом семьи Закураева Х.Х. совершены намеренные действия по отчуждению принадлежавшего имущества, приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении, составляющем 108 кв.м.
При таких обстоятельствах Закураев Х.Х. решением жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР был снят с учета для получения социальной выплаты на законных основаниях.
Таким образом, коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а потому основанием к отмене решения суда служить не могут.
руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 27 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Закураева Х.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А.Макоев
Судьи З.Т.Тхагалегов
М.Б.Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.