Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А.
Петровой Ю.Ю.
при секретаре
Кузнецовой К. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2018 года апелляционную жалобу Дуняшина Петра Григорьевича на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N... по иску по иску Дуняшина Петра Григорьевича к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании незаконными действия и бездействия, компенсации морального вреда, убытков.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю, объяснения представителя Дуняшина П.Г. - Смирновой Я.А, представителя Администрации Фрунзенского района- Музыки И.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дуняшин П.Г. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по не уведомлению истца, несоблюдению порядка уведомления истца о принятом в отношении него решении о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренного ст. 56 Жилищного кодекса РФ, признании распоряжения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в виде решения жилищной комиссии от 26 апреля 2017 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, восстановить истца на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с присвоением номера очереди, который был до момента снятии с очереди, взыскании с Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей, убытков в размере 425 541, 60 рублей, расходов по уплате государственной пошлины, указывая в обосновании требований, что состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 13 декабря 1990 года. 08 сентября 2016 года ему выдано свидетельство на предоставление социальной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения N С-392-16 сроком действия 12 месяцев, согласно которому истец имеет право на получение за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" в размере 425 541 рубля 60 копеек, в связи с чем истец 05 апреля 2017 года заключил договор долевого участия в долевом строительстве. 05 мая 2017 года вместе со своей женой Дуняшиной В.А. заключили договор купли-продажи, по условиям которого они продали, принадлежащие им доли в праве собственности на коммунальную квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", которая являлась единственным жилым помещением истца.
Истец указал, что при обращении в СПб ГБУ "Горжилобмен", ему стало известно, что он снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением жилищной комиссии Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года при проведении актуализации данных жилищного учета. Данное решение он не получал, и оно является незаконным, поскольку ответчику было известно об увеличении учетной нормы в 2015 году, а решение принято только в 2017 году.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования удовлетворены частично.
Данным решением суда признано незаконным бездействие Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по не проведению в установленном законом порядке актуализации учетного дела Дуняшина Петра Григорьевича и по не уведомлению Дуняшина Петра Григорьевича о принятом решении о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда изменить, отменив решение суда в части отказа в удовлетворении остальных исковых требований.
Дуняшин П.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался посредством направления судебной повестки, представление интересов в суде доверил представителю.
Представители Комитета финансов Правительства СПб, Жилищного комитета Правительства СПб, СПб ГБУ Горжилобмен в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, по факсу.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ "О введении в действие ЖК РФ" N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ч.ч. 1 - 3 и 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно п. 2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В силу п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона Санкт-Петербурга при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина (пункт 1). При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, учитывается площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и членами его семьи по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности (пункт 2).В соответствии с п. 29.1 "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Ленинграде" от 07 сентября 1987 года с изменениями, внесенными распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга N 565-р от 10 июня 1999 года "О мерах по повышению эффективности использования вновь вводимой и освобождаемой жилой площади государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" снятие граждан с учета производится в случаях, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилых помещений - 9 кв. м на человека.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дуняшин П.Г. состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 13 декабря 1990 года.
08 сентября 2016 года Дуняшину П.Г. выдано свидетельство на предоставление социальной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения N... сроком действия 12 месяцев, согласно которому истец имеет право на получение за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" в размере 425 541, 60 рублей.
Согласно выписке из протокола N 12 заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Фрунзенского района от 26 апреля 2017 года принято решение в отношении Дуняшина П.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов учетного дела следует, что Дуняшин П.Г. вместе со своей женой Дуняшиной В.А. зарегистрированы в приватизированной ими комнате, площадью 17,70 кв.м, общей площадью 26,59 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире, по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
По сведениям Росреестра от 19 апреля 2017 года Дуняшина В.А. получила в наследство жилой дом, общей площадью 55,8 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в связи с чем была снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения 14 декабря 2015 года.
По совокупности жилых помещений на семью в составе двух человек приходится общая площадь 82,39 кв.м (26,59 кв.м + 55,8 кв.м), т.е. по 41,19 кв.м. общей площади на одного человека, что превышает норму предоставления.
Разрешая исковые требования в части признания распоряжения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в виде решения жилищной комиссии от 26 апреля 2017 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, суд в соответствии с положениями указанных норм, п. 1.2 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 565-р от 10 июня 1999 года "О мерах по повышению эффективности использования вновь вводимой и освобождаемой жилой площади государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" исходил из того, что основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для истца отпали, поскольку на каждого члена семьи приходится по 41,19 кв. м жилой площади ((26,59 кв. м + 55,8 кв. м): 2 человека), что превышает норму предоставления жилой площади, которая согласно п. 12 Правил составляет 9 кв. м жилой площади на одного человека.
Учитывая вышеуказанные нормы права и обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая исковые требования в части признания незаконным бездействия Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по не проведению в установленном законом порядке актуализации учетного дела Дуняшина Петра Григорьевича, а также по не уведомлению Дуняшина Петра Григорьевича о принятом решении о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что Администрацией Фрунзенского района СПб, в нарушение положений ст. 56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в адрес истца не направлялось, что подтверждается материалами дела.
Также судом было установлено, что в нарушение Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 N 1546 "Об актуализации данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и учета граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" актуализация данных учета в отношении Дуняшина П.Г. не проводилась в период с 2012 по 2016 годы. Доказательств проведения указанной актуализации ответчиком представлено не было.
С данными выводами суда судебная коллегия также соглашается.
Отказывая в удовлетворении требований о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с присвоением номера очереди, который был до момента снятии с очереди, убытков в размере 425 541 руб. 60 копеек, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данные требования являются производными от требования о признании распоряжения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в виде решения жилищной комиссии от 26 апреля 2017 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что в результате незаконного бездействия Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, для истца наступили неблагоприятные последствия, поскольку добросовестно заблуждаясь, полагая, что является участником программы расселения коммунальных квартир в целях выполнения условий данной программы продал комнату в коммунальной квартире, судебная коллегия полагает необоснованным, поскольку истцом был нарушен порядок выполнения условий программы.
В соответствии с п. 15, 15.3, 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам - участникам целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга мер социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений, решение о предоставлении которых принимается с 01.07.2016, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1537 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" учреждение в срок, указанный в Свидетельстве, принимает от получателей социальной выплаты и направляет в Жилищный комитет следующие документы: засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц), на которое оформлено Свидетельство, об использовании средств социальной выплаты в соответствии с ее целевым назначением, установленным настоящим Положением и условиями Программы, в установленный срок, договор участия в долевом строительстве, заключенный в соответствии с Федеральным законом об участии в долевом строительстве; договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве, заключенный в соответствии с Федеральным законом об участии в долевом строительстве, и документ, подтверждающий полную оплату цены объекта долевого строительства, предусмотренную договором участия в долевом строительстве; справка от застройщика, подтверждающая объем выполненных работ по строительству многоквартирного дома в размере не менее 70 процентов; разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Без участия получателей социальной выплаты учреждение запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия и направляет в Жилищный комитет документ, подтверждающий, что получатель социальной выплаты и (или) члены его семьи, указанные в Свидетельстве, состоят на жилищном учете, содержащий данные жилищного учета по результатам их актуализации администрациями районов Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 N 1546 "Об актуализации данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и учета граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Данный порядок истцом соблюден не был.
Кроме того, законное снятие истца с учета, равно как и незаконное неуведомление о снятии с учета не повлекло для истца негативных последствий, поскольку получая субсидию и наследство истец понимал или должен был понимать последствия получения и реализации субсидии и наследственного имущества, от принятия наследства супруга истца не отказалась.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возмещении убытков и морального вреда.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Дуняшина Петра Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.