Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Кордюковой Г.Л, Ничковой С.С.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2018 года апелляционную жалобу Пикулика Алексея Алексеевича на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2018 года по делу N 2-1506/2018 по иску Пикулика Алексея Алексеевича к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании нуждающимся в жилом помещении и обязании принять на учет.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г, выслушав объяснения истца Пикулик А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пикулик А.А. обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании нуждающимся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование требований истец указал, что в январе 2017 года обратился к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении на основании п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и постановке на учет. Ответом от 13 февраля 2017 года истцу было отказано в постановке на учет по мотиву обеспеченности жилым помещением. Оспаривая решение Администрации, истец указывал, что не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирован, иного жилого помещения не имеет.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований Пикулик А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Пикулик А.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное при нарушении норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом судебной повесткой, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее Закон N 407-65) учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Материалами дела установлено, что 11 января 2017 года Пикулик А.А. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Ответом N 1051/13 от 13 февраля 2017 года истцу отказано в удовлетворении заявления, поскольку жилищная обеспеченность истца в настоящий момент составляет 21,40 кв.м.
Из материалов дела следует, что Пикулик А.А. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "... ".
02 июня 2011 года между СПбГУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" и Пикулик А.А. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: "... " в договор включена Начкебия Н.А. (бывшая супруга).
12 ноября 2013 года заключено дополнительное соглашение к договору социального найма, согласно которому Начкебия Н.А. признана нанимателем вышеуказанного жилого помещения.
14 июля 2016 года Пикулик А.А. выразил письменное согласие на приватизацию занимаемой квартиры бывшей супругой Начкебия Н.А, от приватизации квартиры отказался.
12 сентября 2016 года между Жилищным комитетом Санкт-Петербурга и Начкебия Н.А. заключен договор приватизации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в Санкт-Петербурге", статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из анализа представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о том, что истец является лицом, обеспеченным жилой площадью, и не может быть отнесен к категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством признаются нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мотивирован и подробно изложен в решении суда.
Согласно части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Однако, статьей 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", установлено, что действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец в силу норм действующего законодательства имеет право пользования вышеуказанным жилым помещением наравне с его собственником. Право пользования данной квартиры носит у истца бессрочный характер в силу закона, а потому данная жилая площадь подлежит учету.
В пункте 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено определение общей площади жилого помещения. Общая площадь включает не только так называемую жилую площадь, т.е. площадь всех жилых помещений, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования - коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и т.д. При этом в общую площадь согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас.
С учетом указанных положений федерального законодательства следует, что в общую площадь входит все, что образует непосредственно объект жилищных прав, за исключением оговоренного перечня (балконы, лоджии, веранды и террасы).
Из справки характеристики жилого помещения усматривается, что квартира является однокомнатной общей площадь 42,80 кв.м, жилой площадью 17,60 кв.м. Следовательно, жилищная обеспеченность заявителя составляет 21,40 кв.м. (42,80 / 2), что превышает установленную законом жилищную норму площади 9 кв.м.
В суде первой инстанции истец так же указывал, что имеет выслугу лет в Вооруженных силах РФ более 11 лет, был уволен по достижении предельного возраста, в связи с чем ответчик обязан обеспечить жилой площадью.
Данные доводы истца обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 указанного Закона дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 1 названных Правил определено, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе, военнослужащих, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. (пункт 13 Правил).
Подпунктами "а, б, з, и" пункта 7 указанных Правил определено, что одними из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Пунктом 9 названных Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает десяти лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с п. 9 Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 вышеуказанных Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Таким образом, законодателем предусмотрен определенный порядок учета и обеспечения жилым помещением лиц, уволенных из органов вооруженных сил.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, иной оценки не усматривает.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отказал в принятии уточненного искового заявления, о нарушении судом норм процессуального права не свидетельствуют, поскольку поданное истцом заявление от 30.07.2018 противоречило положениям ст. 39 ГПК РФ.
Ссылка в жалобе на незаконное рассмотрение дела в отсутствие истца Пикулик А.А, подлежит отклонению, поскольку о времени и месте судебного заседания истец был лично извещен надлежащим образом (л.д. 122), а потому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ у суда первой инстанции имелись основания для рассмотрения дела в отсутствие стороны истца.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельства дела и представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пикулика Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.