Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г,
судей
Кордюковой Г.Л,
Утенко Р.В,
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2018 года гражданское дело N 2-1938/2018 по апелляционной жалобе Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 17 августа 2018 года по иску Прохорова Александра Александровича к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г, объяснения представителя администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - Истоминой В.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Прохорова А.А. - Тупина Р.А, возражавшего против отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прохоров А.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга о признании отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что является инвалидом 2 группы с детства, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. На основании договора безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга N 7 от 14 сентября 2011 года истцу предоставлена однокомнатная квартира по адресу: "... ". В соответствии с уведомлением Жилищного агентства Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 03 марта 2017 года в связи с истечением срока действия вышеуказанного договора истец обратился с заявлением о заключении с ним договора социального найма, в ответ на заявление Администрация Центрального района Санкт-Петербурга отказала в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то обстоятельство, что в силу возраста как на момент предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в 2011 году, так и в настоящее время истец не мог быть отнесен ни к категории детей-сирот, ни к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный отказ Администрации Центрального района Санкт-Петербурга в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по мнению истца, является незаконным, поскольку истец относится к льготной категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
Определением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года в связи с заменой ответчика Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга гражданское дело по иску Прохорова А.А. было передано для рассмотрения в Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Прохоров А.А. уточнил требования и просил обязать Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что относится к льготной категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела с учетом позиции истца, настаивающего на ранее заявленных требованиях к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Центрального района Санкт-Петербурга.
Решением Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 17 августа 2018 года на Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга возложена обязанность предоставить Прохорову А.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормой предоставления по договору социального найма во внеочередном порядке. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга просит отменить решение Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 17 августа 2018 года, считая его принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Прохоров А.А, ответчик Администрация Центрального района Санкт-Петербурга, третьи лица Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, Администрация Невского района Санкт-Петербурга не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
При таких обстоятельствах судебная коллегия определилавозможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прохоров А.А. 03 апреля 1984 года рождения является инвалидом второй группы с детства.
15.11.1984 года Прохоров А.А. в составе семьи родителей, проживающих по адресу: "... " был принят Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С 1987 года на основании заявления родителей истца о помещении ребенка в специализированное учреждение на пожизненное государственное обеспечение в связи с заболеванием, Прохоров А.А. находился на государственном обеспечении в государственных стационарных учреждения социального обслуживания, в том числе, с 12 июля 1988 года по 28 февраля 2003 года в СПБ ГСУСО "... ", выбыл по адресу ПНИ N "... ", состоял на учете в Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по обеспечению жилым помещением с льготами " "... "", " "... "".
По окончании пребывания в СПБ ГСУСО " "... "" жилым помещением Прохоров А.А. не обеспечивался, в собственности жилого помещения не имеет, право пользования истцом по адресу: "... " не сохранено /л.д. 61,81,158 том 1/.
С 28 февраля 2003 года по 12 октября 2011 года Прохоров А.А. находился в Психоневрологическом интернате "... " на стационарной форме постоянного проживания, был выписан 12 октября 2011 года по адресу: "... ".
Согласно выписке из протокола заседания расширенной врачебной комиссии врачей-психиатров ПНИ N "... " и ПНД N "... " от 29 января 2010 года Прохоров А.А. признан имеющим возможность проживать самостоятельно в коммунальной или отдельной квартире.
Психоневрологический интернат N "... " неоднократно, в том числе, 13 ноября 2010 года, 13 апреля 2011 года обращался в Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга о рассмотрении вопроса обеспечения Прохорова А.А. жилым помещением во внеочередном порядке.
Решением районной жилищной комиссии от 26 мая 2011 года Прохоров А.А. был включен в список на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Как следует из решения жилищной комиссии Администрации Центрального района Санкт-Петербурга в 2011 году по ходатайству руководства ПНИ N "... ", а также по поручению Жилищного комитета от 25 июля 2011 года N 6208/11-1 по рекомендациям районной комиссии по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признании граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (протокол N 4 от 04 августа 2011 года) и районной жилищной комиссии от 04 августа 2011 года Прохоров А.А. был признан нуждающимся в специальной социальной защите и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Жилищным комитетом истцу была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: "... ", распоряжением администрации от 16 августа 2011 года N 758-р указанная квартира включена в список жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и предоставлена истцу по договору безвозмездного пользования.
В связи с предоставлением Прохорову А.А. жилого помещения по адресу: "... " он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Центрального района Санкт-Петербурга.
14 сентября 2011 года между СПб ГУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" и Прохоровым А.А. был заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по условиям которого истцу в безвозмездное пользование было передано жилое помещение общей площадью 29,4 кв.м по адресу: "... " сроком до 16 августа 2016 года с возможностью продления договора при наличии правовых оснований.
С 30 сентября 2011 года и по настоящее время Прохоров А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "... ".
Уведомлением от 03 марта 2017 года СПб ГУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" потребовало от истца предоставления документов, подтверждающих наличие статуса лица, нуждающего в специальной социальной защите в связи с истечением срока действия договора от 14 сентября 2011 года.
Получив указанное уведомление, истец обратился в Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления квартиры по адресу: "... " по договору социального найма.
В ответ на данное обращение Администрация Центрального района Санкт-Петербурга письмом от 29 марта 2017 года N ОГ-920-1/17-0-1 указала, что в силу возраста как на момент предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в 2011 году, так и в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец не мог быть отнесен ни к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (до 18 лет), ни к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от 18 до 23 лет), следовательно, вышеуказанные правовые акты, касающиеся предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей или лицам из их числа, на истца не распространяются.
31 марта 2017 года Прохоров А.А. повторно обратился в Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении квартиры по адресу: "... " по договору социального найма по программе предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
В ответ на указанное обращение Администрация Центрального района Санкт-Петербурга письмом от 10 апреля 2017 года указала на принятие коллегиального решения комиссии продлить срок действия договора от 14 сентября 2011 года N 7 безвозмездного пользования специализированного жилого помещения по адресу: "... " сроком на пять лет путем заключения дополнительного соглашения к договору.
13 июля 2017 года между СПб ГУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" и Прохоровым А.А. подписано дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования жилым помещением от 04 сентября 2011 года, которым действие договора продлено сроком по 16 августа 2021 года.
С 01 ноября 2017 года Прохоров А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на общей очереди в Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга с льготой инвалид с детства.
Из сводной справки о заявителе, являющейся приложением к распоряжению Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях следует, что Прохоров А.А. как лицо из числа детей-сирот 04 августа 2011 года Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга был признан нуждающимся в специальной социальной защите, занимает жилое помещение по адресу: "... " по договору безвозмездного пользования специализированного жилищного фонда, срок действия договора до 16 августа 2021 года, поскольку Прохоров А.А. один занимает отдельную однокомнатную квартиру, при этом не является собственником, ни нанимателем, ни членом семьи собственника или нанимателя, принято решение о постановке истца на учет в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.40 Конституции Российской Федерации, п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), пришел к выводу о наличии оснований для обязания Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга предоставить Прохорову А.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиями, в соответствии с нормой предоставления по договору социального найма во внеочередном порядке, учитывая, что Прохоров А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: "... ", состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий; положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с решением суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что у истца отсутствуют правовые основания для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма, так как истец зарегистрирован и проживает в пригодной для проживания отдельной квартире, тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень, не страдает, а потому не имеет преимущественного права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Указанный довод подлежит отклонению.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Из материалов дела следует, что Прохоров А.А. с 1984 года состоял на учете в Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по обеспечению жилым помещением, в том числе, с льготами " "... "", в 2011 года истец обращался с заявлением в администрацию о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, также с соответствующим заявлением обращался ПНИ N "... " в 2010, 2011 годах в интересах Прохорова А.А..
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о применении к возникшим правоотношениям положений ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, поскольку право Прохорова А.А. на обеспечение жилым помещениям по договору социального найма во внеочередном порядке возникло до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом предоставление Прохорову А.А. жилого помещения по адресу: "... " по договору безвозмездного пользования жилого помещения специализированного жилищного фонда, не прекращает право Прохорова А.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма, возникшее в силу закона, а именно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013.
Довод о том, что Прохоров А.А. утратил право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, не состоятелен.
Предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда не прекращало обязанности предоставить истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а следовательно, не являлось основанием для снятия истца с соответствующего вида учета.
Реализация предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, в установленном законом порядке истец был поставлен на учет по льготе "ребенок, оставшийся без попечения родителей", однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди по социальному найму жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для лишения в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.
Кроме того, в апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Данное суждение подателя жалобы нельзя признать убедительным.
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, п.п.1-4 ст.4 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти.
По смыслу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) внеочередное обеспечение жилой площадью лиц, проживающих в учреждении социального обслуживания, могло быть реализовано такими гражданами после окончания пребывания в государственном учреждении социального обслуживания.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
При этом указанная норма и иные положения этого Закона не ограничивают возраст, до достижения которого лицам данной категории должно быть предоставлено жилое помещение.
В силу приведенных норм в их взаимосвязи, достижение лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеют иного закрепленного жилого помещения и не реализовали право на внеочередное обеспечение жилым помещением, не является основанием для отказа в обеспечении их жилой площадью по правилам п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Прохоров А.А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на внеочередное обеспечение жилой площадью по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации до достижения им возраста 23 лет.
Вместе с тем, он не мог быть обеспечен жилым помещением по указанному основанию ранее принятия решения о возможности его самостоятельного проживания.
Поскольку до достижения истцом возраста 23 лет такое решение не принималось, и он из образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания не выпускался, необходимость в его обеспечении жилым помещением в тот период отсутствовала, в данном случае такая необходимость возникла только после завершения курса реабилитации истца и принятия решения о возможности его самостоятельного проживания.
Из материалов дела следует, что Прохоров А.А. признан имеющим возможность проживать самостоятельно в коммунальной или отдельной квартире 29 января 2010 года, решением районной жилищной комиссии от 26 мая 2011 года Прохоров А.А. был включен в список на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Довод о том, что истцу неоднократно предлагались жилые помещения по договору социального найма, от предоставления которых он отказывался, не свидетельствует о прекращении права Прохорова А.А. на обеспечение таким помещением и обязанности по его предоставлению, возникших в силу п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013.
Возражения ответчика о том, что истец не оспаривал в установленном законом порядке действия Администрации по снятию его с учета, отказе в предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке на условиях социального найма, не являются основанием для отказа в защите нарушенного права истца в настоящее время.
Таким образом, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции постановлено исходя из фактических обстоятельств дела, установленных в результате правильной оценки представленных доказательств по делу, при правильном применении норм материального права.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.