Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Кордюковой Г.Л, Ничковой С.С.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании 21 ноября 2018 года гражданское дело N 2-1110/18 по апелляционной жалобе Черновой Галины Владимировны на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2018 года по иску войсковой части 3693 к Черновой Галине Владимировне о заключении соглашения об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, превышающего норму предоставления, взыскании стоимости дополнительной общей площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г, выслушав объяснения представителя ответчика Черновой Г.В. - Чернова Р.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя командира войсковой части 3693 и войсковой части 3693 - Ванюшина А.В, возражавшего против отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Восковая часть 3693 обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Черновой Г.В. об обязании заключить с командиром войсковой части 3693 соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, взыскании в доход федерального бюджета стоимости дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления в размере 1 740 180 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 13.08.2009 по 28.09.2014 Чернова Г.В. проходила военную службу в войсковой части 3693. Решением жилищной комиссии войсковой части 3693 от 17.02.2010 N54 Чернова Г.В. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением на состав семьи один человек. 09.12.2013 Черновой Г.В. предоставлена однокомнатная квартира по адресу: "... ".
28.01.2014 Чернова Г.В. исключена из списков войсковой части 3693. В мае 2014 года истцу стало известно, что Чернова Г.В. представила недостоверные сведения о составе имущества, находящегося в ее собственности при постановке ее на учет нуждающейся в обеспечении жилым помещением, в связи с чем 16.05.2014 решением жилищной комиссии войсковой части 3693 Чернова Г.В. снята с жилищного учета, ей направлено уведомление об освобождении вышеуказанного помещения.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21.01.2016 войсковой части 3693 отказано в удовлетворении иска к Черновой Г.В. о признании недействительным решения жилищной комиссии войсковой части 3693, выселении.
24.06.2016 истец направил ответчику расчет стоимости дополнительной общей площади жилого помещения, с которым Чернова Г.В. не согласилась, обжаловала его в судебном порядке.
Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 16 февраля 2017 года решение жилищной комиссии от 24 июня 2016 года и от 12 сентября 2016 года признаны законными и обоснованными, установлена необходимость выкупа у государства жилого помещения, которое не полагается ответчице в собственность бесплатно.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2018 года исковые требования Восковой части 3693 удовлетворены.
Суд обязал Чернову Г.В. заключить с командиром в/ч 3693 соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную ст. 15.1 ФЗ "О статуте военнослужащих" норму предоставления площади жилого помещения на 38,8 кв.м.
Этим же решением суд взыскал с Черновой Г.В. в доход федерального бюджета стоимость дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления в размере 1 740 180 рублей.
С указанным решением суда Чернова Г.В. не согласилась, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчица Чернова Г.В, представитель в/ч 6944 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом телефонограммой. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения стороны и истца и ответчика, приходит к следующему.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются определенным категориям лиц (малоимущие, инвалиды, ветераны) нуждающимся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (пункт 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации выяснение факта совершения гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, имеет юридическое значение лишь при решении вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилья по договору социального найма.
Положения части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагают учитывать при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Указанные положения учтены в пункте 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Данным пунктом Инструкции установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Материалами дела установлено, что в период с 13 августа 2009 года по 28 января 2014 года Чернова Г.В. проходила военную службу в контракту в в/ч 3693.
17 февраля 2010 года принято решение жилищной комиссии в/ч 3693, оформленным протоколом N 54, о признании Черновой Г.В. нуждающейся в обеспечении постоянным жилым помещением с составом семьи один человек. Основанием признания Черновой Г.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением на условии социального найма послужило отсутствие у нее в собственности жилых помещений.
Приказом командующего войсками Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России от 13.08.2013 года Чернова Г.В. уволена с военной службы по состоянию здоровья.
16 октября 2013 года Чернова Г.В. дала нотариально удостоверенное обязательство о согласии оплатить по цене, утвержденной Правительством Российской Федерации, за счет собственных средств дополнительную общую площадь любого жилого помещения, превышающую установленную норму предоставления любой площади жилого помещения.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3693 от 09 декабря 2013 года, оформленным протоколом N 116 от 09.12.2013, Черновой Г.В. на состав семьи из одного человека распределена однокомнатная квартира по адресу: "... ", общей площадью 42,3 кв.м, с превышением нормы предоставления, а также принято решение о направлении ответчику соглашения об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления.
28 января 2014 года Чернова Г.В. исключена из списков личного состава войсковой части N 3693.
16 мая 2014 года решением жилищной комиссии войсковой части 3693, оформленным протоколом N 124, Чернова Г.В. снята с жилищного учета с одновременной отменой п.5.3 протокола заседания жилищной комиссии от 09 декабря 2013 года N 116 о распределении ей жилого помещения в пос. "... ", а также о направлении Черновой Г.В. уведомления об освобождении занимаемого жилого помещения. Жилищной комиссией войсковой части 3693 установлено, что Чернова Г.В. 31.07.2007 произвела отчуждение принадлежащих ей на праве собственности жилого дома общей площадью 73,1 кв.м. и земельного участка площадью 675 кв.м, расположенного в городе "... " Ставропольского края, а 13.08.2009 -жилого помещения общей площадью 32,5 кв.м, расположенного в городе "... " Краснодарского края.
Решением 224 гарнизонного военного суда от 25 июля 2014 года по гражданскому делу N2-211/14 по заявлению Черновой Г.В, суд признал протокол заседания жилищной комиссии в/ч 3693 в части, касающейся Черновой Г.В. незаконным и недействующим со дня утверждения. Суд обязал жилищную комиссию войсковой части 3693 и командира войсковой части 3693 отменить указанный протокол заседания жилищной комиссии в части касающейся Черновой Г.В, повторно рассмотрев имеющиеся в учетном деле документы.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 28 октября 2014 года вышеуказанное решение 224 гарнизонного военного суда от 25 июля 2014 года оставлено без изменения.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3693 от 19.07.2014, оформленным протоколом N 126, Чернова Г.В. снята с жилищного учета в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Решением 224 гарнизонного военного суда по гражданскому делу N2-237/14 от 21.11.2014 решение жилищной комиссии от 19.07.2014 признано
незаконным, на комиссию возложена обязанность отменить указанное
решение.
В соответствии с протоколом N 139 заседания жилищной комиссии войсковой части 3693 от 25.03.2015, протокол заседания жилищной комиссии от 19.07.2014 признан недействительным.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2015 года по гражданскому делу N 2-4530/2015 отказано в удовлетворении требований войсковой части 3693 к Черновой Г.В. о признании решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, договора пользования жилым помещением недействительным, выселении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2016 года вышеуказанное решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2015 года оставлено без изменений.
24 июня 2016 года жилищной комиссией войсковой частью 3693 направлено в адрес ответчика соглашения об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, установлена сумма денежных средств 1 740 180 руб, которую должна оплатить Чернова Г.В.
В обоснование данного решения жилищная комиссия указала, что в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 57 ЖК РФ отчуждение Черновой Г.В. принадлежащего ей жилого помещения повлекло обязанность учета в пределах пятилетнего срока принадлежащих ей ранее 32,5 кв.м. общей площади жилого помещения в городе Кропоткине Краснодарского края.
Решением 224 гарнизонного военного суда от 17 ноября 2016 года по административному делу N 2а-260/16 административное исковое заявление Черновой Г.В. удовлетворено в части. Судом постановлено признать незаконными решения командира и жилищной комиссии войсковой части 3693 от 24.06.2016 и от 12.09.2016 N 9/16 в части, касающейся административного истца, обязать административных ответчиков отменить их и повторно рассмотреть вопрос об установлении и утверждении суммы денежных средств, подлежащих уплате Черновой Г.В. за дополнительную общую площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 16 февраля 2017 года указанное решение отменено, в удовлетворении требований Черновой Г.В. отказано. Судом установлено, что в связи с тем, что Чернова Г.В. не приобрела право на жилое помещение за счет государственных средств, а вступившим законную силу 21 января 2016 года решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2015 года её выселение из предоставленного ей жилого помещения без предоставления другого жилья признано невозможным, то в этой коллизионной ситуации жилищной комиссии войсковой части 3693 принято обоснованное решение о применении требований ч. 8 ст. 57 ЖК РФ путем зачета ранее принадлежащего Черновой Г.В. жилья общей площадью 32,5 кв.м, т.е. фактического выкупа ею у государства жилого помещения (за вычетом 3,5 кв.м.), которое Черновой Г.В. бесплатно в собственность по закону не полагается. При этом суд указал на то, что действия Черновой Г.В. при осуществлении своего права, предусмотренного п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", являлись недобросовестными, тем самым суд с учетом характера и последствий допущенного ей злоупотребления, полностью отказал в защите этого права.
Определением судьи Ленинградского окружного военного суда от 23.06.2017 по делу N ЗЗа-90/2017 в передаче кассационной жалобы Черновой Г.В. отказано.
В силу ч. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышеуказанные судебные акты являются письменными доказательствами, содержащими сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.
Доказательств в опровержение установленных данными решениями обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком не представлено.
27 июля 2017 года командиром войсковой части 3693 в адрес ответчика повторно направлено соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения. Ответом от 14.09.2017 Чернова Г.В. отказалась подписывать соглашение, указывая на несогласие с размером оплаты общей площади жилого помещения, превышающего норму предоставления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Чернова Г.В. при осуществлении своих жилищных прав действовала недобросовестно, поскольку при предоставлении ей уполномоченным жилищным органом жилого помещения, превышающего норму предоставления не сообщила о факте отчуждения жилого помещения, расположенного в городе "... " Краснодарского края, а потому отказ Черновой Г.В. от заключения соглашения и оплаты площади жилого помещения, превышающей норму предоставления в сумме 1 740 180 рублей является злоупотреблением правом.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в силу следующего.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-О-О указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
В Определении от 29.09.2016 N 2093-О Конституционный Суд РФ указал, что ч. 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основана на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья по договору социального найма и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Как указывалось выше, судебными актами было установлено, что Чернова Г.В. при обращении с рапортом к жилищной комиссией в/ч 3693 о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставлении документов, подтверждающих такие основания для постановки на учет, действовала недобросовестно, поскольку не сообщила о факте отчуждения жилого помещения, расположенного в городе Кропоткин Краснодарского края, как того требовали нормы ч. 4 ст. 52, ч. 8 ст. 57 ЖК РФ (ред. от 17.12.2009).
Ссылки ответчика, что органы военного управления, осуществляющие принятие на учет, в порядке ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не были лишены возможности самостоятельно запросить документы, необходимые для принятия решения, подлежат отклонению, поскольку данные обязательства, в действующей в редакции на момент принятия решения о постановке ответчика на учет нуждающихся в получении жилого помещения, на истца не возлагались.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 4 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" предусмотренное абзацем четвертым пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, предусмотренную ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 942 "Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что при изъявлении военнослужащим желания получить жилое помещение, указанное в п. 4 настоящих правил, с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств им сообщается федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения. Федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения согласия военнослужащего направляет ему подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления.
В соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Разрешая исковые требования в/ч 3693 о взыскании денежных средств в сумме 1 740 180 рублей за предоставление жилого помещения, превышающего норму предоставления на 38,8 кв.м, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их удовлетворении, поскольку намеренно ухудшив жилищные условия, и скрыв данные обстоятельства, последняя тем самым приняла на себя обязательства и вытекающие последствия по предоставлению сверхнормативного жилья по договору социального найма, подписав соответствующее соглашение 16 октября 2013 года.
Суд обоснованно исходил из того, что взыскиваемая сумма в размере 1 740 180 рублей была предметом оценки судов, признана законной и обоснованной. При этом Черновой Г.В. было дано обязательство по внесению денежных средств за излишне предоставленное жилое помещение, которое до настоящее время не исполнено.
Доводы жалобы о том, что на Чернову Г.В. неправомерно наложены обязательства по заключению соглашения, судебной коллегией отклоняются, поскольку ответчица выразила волеизъявление на заключение договора социального найма квартиры, превышающей норму предоставления, а также добровольно дала согласие на компенсацию затрат федерального бюджета. Заключенное между Черновой Г.В. и войсковой частью соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения от 16 октября 2013 года не расторгнуто, недействительным не признано, в связи с чем в соответствие с требованиями ст. 309 ГК РФ должно быть исполнено надлежащим образом.
На основании изложенного выше судебная коллегия полагает, что решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черновой Галины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.