Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В,
Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-3836/18 по апелляционной жалобе Алексеева Н. А, Молякова С. А, Михайловой С. А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 30 июля 2018 года по административному иску Алексеева Н. А, Молякова С. А, Михайловой С. А. к Комитету по вопросу законности, правопорядка и безопасности об оспаривании решений об отказе в согласовании публичных мероприятий.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя ответчика Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга - Петровской М.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Алексеев Н.А, Моляков С.А, Михайлова С.А. обратились в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга об оспаривании отказов указанного профильного Комитета в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и митингов от 03 июля и 06 июля 2018 года.
В обоснование поданного в суд иска Алексеев Н.А, Моляков С.А, Михайлова С.А. ссылались на то обстоятельство, что 03 июля 2018 года обратились в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга с уведомлением о проведении публичных мероприятий в форме митинга, шествия и пикетирования, однако Комитет Правительства Санкт-Петербурга отказал административным истцам в согласовании избранного ими места и времени проведения публичных мероприятий, сославшись, при этом на обстоятельства, которые, по мнению истцов, не могут свидетельствовать о законности отказа.
По утверждению Алексеева Н.А, Молякова С.А, Михайловой С.А. отказы Комитета в согласовании проведения публичных мероприятий нарушают права истцов на свободу собраний; Комитет не предложил организаторам публичных мероприятий альтернативных мест и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий, чем лишил административных истцов возможности реализовать право на свободу собраний; мотивы отказа Комитета, сводящиеся к утверждению о том, что заявленные публичные мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних не соответствуют указанным в уведомлении цели мероприятий; отказ в согласовании публичных мероприятий противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовой позиции Европейского Суда по правам человека, а так же Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 сентября 2014 года N 24-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2018 года Алексееву Н.А, Молякову С.А, Михайловой С.А. отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Административные истцы Алексеев Н.А, Моляков С.А, Михайлова С.А. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством телефонной связи, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства, не представили. В соответствии со статьями 150, 307 (ч.1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
03 июля 2018 года в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга поступили уведомления Алексеева Н.А, Молякова С.А, Михайловой С.А. о проведении следующих трёх публичных мероприятий в г. Санкт-Петербург:
в форме пикетирования с призывом к ФИФА начать широкую кампанию по борьбе с гомофобией в футболе по примеру кампании по борьбе в расизмом; местом проведения митинга планировался Алексеевский сад города Санкт-Петербург, время проведения пикетирования - 08 июля 2018 года с 14 часов до 15 часов, предполагаемое количество участников - 600 человек;
в форме митинга в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте; избранным организаторами публичного мероприятия местом проведения митинга указывался Греческий сквер в Санкт-Петербурге; время проведения митинга - 14 июля 2018 года с 10 часов до 11 часов; предполагаемое количество участников - 600 человек;
в форме шествия Санкт-Петербургского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России; маршрут шествия организаторами мероприятия определялся по улице Чайковского от набережной реки Фонтанки до улицы Потемкинской в городе Санкт-Петербурге время проведения мероприятия - 14 июля 2018 года с 13 часов до 15 часов, предполагаемое количество участников - 1000 человек.
Письмами от 03 июля и 06 июля 2018 года N N.., 01-64-6575/18-0-2, 01-64-6573/18-0-2 Комитет сообщил Алексееву Н.А. об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий по основанию, предусмотренному частью 3 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - в уведомлениях в качестве мест проведения публичного мероприятия указаны места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.
Обосновывая невозможность проведения публичных мероприятий, указанных организаторами в уведомлениях, представитель Комитета сообщил инициаторам мероприятий о том, что в период до 25 июля 2018 года на территории Санкт-Петербурга проводятся матчи по футболу СМ-2018 и иные массовые мероприятия, в связи с чем на обеспечение безопасности граждан и общественного порядка в ежедневном режиме задействована большая часть личного состава служб и подразделений органов внутренних дел; в заявленное административными истцами время и до 16 июля 2018 года на территории Греческого сквера подрядной организацией ОАО "Садово-парковое хозяйство" в соответствии с распоряжением N... от 02 апреля 2018 года проводятся земляные работыпопосадке зеленых насаждений; до 10 октября 2018 года подрядной организацией ГУП "Водоканал" на основании ордера N... от 24 апреля 2018 года выполняются работы по прокладке водопровода; кроме того, территория указанного сквера вплотную примыкает к зданию медицинского центра "ЛИК" со стороны греческого пр. и расположена на расстоянии менее 50 м от Детской городской больницы 3 19 им. К.А. Раухфуса, со стороны 2-й Совесткой улицы на территории сквера оборудована детская площадка, спортивно-игровой комплекс занимает 80 % территории Греческого сквера; к территории сквера со стороны 3-й Советской улицы также примыкают объекты предприятий "тепловая сеть" филиала "Невсккий" ПАО "ТКГ-1" и ООО "ПетербургГаз" - объекты ТП-38 и ГРП N 23, которые вместе с прилегающей к ним территорией являются объектами, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
Комитетом указывалось, что по заявленному истцами маршруту шествия производятся следующие работы: по набережной реки Фонтанки от ул. Чайковского до Московского пр. подрядной организацией ДСК "АБЗ Дорстрой" в соответствии с распоряжением N... от 03 мая 2018 года проводятся работы по ремонту дорожного покрытия, срок окончания работ 16 июля 2018 года; по адресу: ул. Чайковского д. 13, д.41, д. 63 ООО "УНР- 389" в соответствии с ордерами N... от 12.03.2018, N... от 20.06.2018, N... от 30.06.2018 проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей, срок окончания работ 16 июля 2018 года и 31 августа 2018 года; по адресу дома 4 по улице Чайковского ООО "СКАМПИР" на основании ордера ГАТИ N... от 12 апреля 2018 года установлены строительные леса и ограждения опасной зоны, срок окончания работ 14 октября 2018 года; по адресу дома 28 по улице Чайковского в соответствии с ордером ГАТИ N... от 14 мая 2018 года подрядной организацией АО "Ремфасад" установлены строительные леса и ограждения опасной зоны, срок окончания работ 15 мая 2019 года; по адресу дома 42 по улице Чайковского НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" организовано временное складирование строительных материалов, срок окончания работ - 20 сентября 2018 года; по улице Чайковского дом 36 подрядной организацией ООО "К-Ресурс С-З" осуществляются земляные работы по прокладке инженерных сетей, срок окончания - 15 августа 2018 года; земляные работы по прокладке инженерных сетей осуществляются также ООО "ПВЦ Восток" на основании ордера ГАТИ N... от 27 июня 2018 года по улице Чайковского, дом 63. На указанных объектах используется строительная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности.
Административным истцам также сообщено, что на территории Алексеевского сада 07 июля 2018 года ОАО "Садово-парковое предприятие "Центральное" будут осуществляться работы по уборке территории сада от мусора и полив цветников и молодых посадок деревьев с применением специальной техники, что требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
Кроме того, в направленных организаторам публичных мероприятий ответах представитель Комитет сослался на положения пунктов 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", пункт 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и полагал, что заявленная цель мероприятия нарушает предусмотренные указанными нормативными правовыми актами запреты.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции в постановленном по делу решении пришёл к выводу о том, что ответы Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, оспариваемые административным истцом, по своему содержанию соответствует требованиям законодательства, проведение публичных мероприятий в местах, непосредственно прилегающих к объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности запрещено.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях) информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Частью 5 статьи 5 этого же Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Часть 3 статьи 12 Федерального закона устанавливает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В силу части 1 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Из содержания приведённых выше норм права следует, что законом не установлен конкретный перечень мест, где возможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценивать безопасность проведения мероприятия в заявленном месте в каждом конкретном случае.
Поскольку проведение митинга, шествия и пикетирования предполагалось по адресам, на территории которых в указанную организаторами публичных мероприятий дату и время запланировано проведение работ с применением специальной техники, требующих соблюдения специальных правил техники безопасности, в согласовании проведения публичных мероприятий в указанных местах и время Комитетом отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы истцов о неисполнении Комитетом обязанности предложения об изменении времени и места проведения публичных мероприятий, о неправомерности мотивов отказа в проведении публичных мероприятий, связанных с необходимостью защиты прав и нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, несостоятельны, по следующим основаниям.
В силу статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которой, целями государственной политики в интересах детей являются, в частности, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие; такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", на положения которых ссылался Комитет в отказах в согласовании публичных мероприятий, устанавливается обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
В силу статьи 16 этого же Федерального закона такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Статья 6.21 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении указал, что цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации признано, что запрет осуществления указанных в ч.1 ст.6.21 КоАП Российской Федерации публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации; устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации; при этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, - среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте; такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, т.е. не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Оспариваемые решения Комитета в полной мере соответствуют требованиям закона, поскольку приведенными нормами права на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям, при этом проведения заявленных публичных мероприятий в общественных местах, доступных для свободного посещения, в том числе детьми, не исключает пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних.
Согласно Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года), государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (статья 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (пункт 2 статьи 10 Конвенции).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2 статьи 11 Конвенции).
С учетом приведённых выше норм международного права, право на свободу собраний не может толковаться как отсутствие любых законодательных запретов на их проведение, необходимых в целях поддержания общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 30 июля 2018 года по делу N 2а-3836/18, оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Н. А, Молякова С. А, Михайловой С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.