Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Колоцей И.А,
с участием прокурора Соловьевой В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-165/2018 по административным исковым заявлениям избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 июля 2018 года N62-4 "О назначении членов избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ",
установил:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ (далее Муниципальный Совет) от 9 октября 2017 года N31 сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный круг Владимирский округ (далее ИКМО, избирательная комиссия) в количестве восьми членов с правом решающего голоса и назначены в её состав:
1.1. Балаян А.А, "дата" года рождения, предложенный Политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО";
1.2. Барковский А.А, "дата" года рождения, предложенный Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге;
1.3. Зотов К.В, "дата" года рождения, предложенный Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России;
1.4. Иванов А.И, "дата" года рождения, предложенный Автономной некоммерческой организацией "Санкт-Петербургский клуб специалистов по взаимодействию бизнеса и власти";
1.5. Канатьев А.В, "дата" года рождения, предложенный собранием избирателей по месту жительства;
1.6. Карачевцев А.В, "дата" года рождения, предложенный Санкт-Петербургским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
1.7. Малаев С.В, "дата" года рождения, предложенный избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ;
1.8. Раевский Е.М, "дата" года рождения, предложенный собранием избирателей по месту работы.
Данным решением установлено, что оно вступает в силу после официального опубликования (обнародования) (л.д.8-9).
Решением Муниципального Совета от 19 октября 2017 года N32 Иванов А.И. освобождён от обязанностей члена ИКМО с правом решающего голоса до истечения срока полномочий (пункт 1 решения).
Этим же решением объявлен приём предложений по кандидатуре для назначения члена ИКМО с правом решающего голоса состава 2017-2022 годов (пункт 2); установлено, что предложения по кандидатуре члена комиссии с правом решающего голоса для назначения в состав указанной избирательной комиссии представляются в Муниципальный Совет с учётом Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N... (пункт 3); срок приёма предложений составляет 7 дней со дня опубликования информационного сообщения (пункт 6) (л.д.10-11).
Приложением к данному решению является информационное сообщение о приёме предложений по кандидатуре в состав ИКМО (л.д.12).
Решением Муниципального Совета от 26 октября 2017 года N35 Малаев С.В, "дата" года рождения, предложенный ИКМО, освобождён от обязанностей члена данной избирательной комиссии с правом решающего голоса до истечения срока полномочий на основании личного заявления (пункт 1 решения) (л.д.13-14). В силу пункта 2 этого же решения, объявлен приём предложений по кандидатуре для назначения члена ИКМО с правом решающего голоса состава 2017-2022 годов.
Пунктом 3 этого же решения установлено, что предложения по кандидатуре члена комиссии с правом решающего голоса для назначения в состав избирательной комиссии представляются в Муниципальный Совет с учётом Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссией, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N...
Согласно пункту 6 данного решения, срок приёма предложений составляет 4 дня со дня опубликования информационного сообщения (л.д.13-14); решение вступает в силу с момента его официального опубликования (пункт 8 решения).
Приложением к данному решению является информационное сообщение о приёме предложений по кандидатуре в состав данной избирательной комиссии (л.д.15).
С учётом пункта 9 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" состав избирательной комиссии должен быть сформирован до 24 октября 2018 года.
Решением Муниципального Совета от 30 октября 2017 года N36 назначены членами избирательной комиссии с правом решающего голоса Шашкина О.В, предложенная собранием избирателей по месту жительства, а также Солонько И.В, предложенный собранием избирателей по месту работы (л.д.16).
Таким образом, избирательная комиссия сформирована Муниципальным советом по состоянию на дату 30 октября 2017 года в количестве 8 человек, т.е. в полном составе.
Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2018 года прекращено производство по административному делу N2а-1324/2018 по административному иску Санкт-Петербургской избирательной комиссии к Муниципальному Совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ о признании незаконным решения Муниципального Совета от 9 октября 2017 года N31 в части назначения членами указанной избирательной комиссии с правом решающего голоса Иванова А.И. (пункт 1.4 решения) и Малаева С.В. (пункт 1.7 решения).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 марта 2018 года определение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2018 года отменено, дело направлено в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу в том же составе судей.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2018 года по административному делу N2а-1502/2018 Санкт-Петербургской избирательной комиссии отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения Муниципального Совета от 9 октября 2017 года N31 в части назначения членами избирательной комиссии с правом решающего голоса Иванова А.И. и Малаева С.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 июня 2018 года решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2018 года отменено: признано незаконным решение Муниципального Совета от 9 октября 2017 года N31 в части назначения членами избирательной комиссии с правом решающего голоса Иванова А.И. и Малаева С.В. (л.д.54-65).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 5 июня 2018 года N55-6 объявлен приём предложений по кандидатурам для назначения двух членов избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ с правом решающего голоса состава 2017-2022 годов; срок приёма предложений установлен 30 дней со дня официального опубликования данного решения. Приложение к этому решению является информационное сообщение об объявлении приёма предложений.
Данное решение опубликовано на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 июля 2018 года N62-4 назначены членами указанной избирательной комиссии с правом решающего голоса: Алмазова А.О, предложенная региональным отделением политической партии "АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ" в Санкт-Петербурге, а также Ахтанин В.П, предложенный Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии Социальной защиты (л.д.66-67).
Данное решение опубликовано на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 июля 2018 года N62-4 "О назначении членов избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ". Административному делу присвоен регистрационный номер N3а-165/2018.
Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ также обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить это же решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 июля 2018 года N62-4. Административному делу присвоен регистрационный номер N3а-166/2018.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2018 года объединены в одно производство дело N3а-165/2018 и административное дело N3а-166/2018 года; объединённому делу присвоен регистрационный номер N3а-165/2018 (л.д.34-35).
Административные исковые заявления мотивированы тем, что решение представительного органа местного самоуправления о назначении на должность членов избирательной комиссии Шашкиной О.В, Солонько И.В. не отменены, не изменены, процедуры их назначения не оспорены и незаконными не признаны, оспариваемое решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии о назначении на занимаемые указанными лицами должности иных лиц является незаконным, поскольку избирательная комиссия сформирована в полном составе.
Представитель административных истцов Подоляко А.С, действующая на основании доверенностей от 1 октября 2018 года, в судебное заседание явилась, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Мишутина Д.С, действующая на основании доверенности от 2 августа 2018 года, в судебное заседание явилась, возражает против требований административных исков и просит в их удовлетворении отказать, представила возражения на иск, мотивируя свою позицию тем, что решение от 30 октября 2017 года незаконно и не порождает правовых последствий, поскольку принято муниципальным советом за пределами установленного законом срока; поскольку Иванов А.И, Малаев С.В. были назначены в состав избирательной комиссии с нарушениями, фактически членами данной ИКМО являться не могли, то и не обладали правами членов избирательной комиссии, в том числе и правом на подачу заявления о досрочном освобождении от обязанностей члена избирательной комиссии.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Порядок формирования избирательных комиссий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования; срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет (пункты 5, 7 статьи 24 названного Федерального закона).Сроки и порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В силу пункта 1 статьи 14 указанного Закона Санкт-Петербурга избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Пунктом 2 статьи 14 этого же Закона Санкт-Петербурга предусмотрено, что формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется соответствующим муниципальным советом на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 11 этого Закона Санкт-Петербурга, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учёбы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Согласно пункту 3 статьи 14 указанного Закона Санкт-Петербурга Муниципальный совет обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом Санкт-Петербурга, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 14 данного регионального нормативного акта установлено, что Муниципальный совет обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В случае если указанных в пунктах 3 и 4 указанной статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пункта 3 и 4 статьи, назначение оставшихся членов избирательной комиссии муниципального образования осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, что следует из пункта 6 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга.
Аналогичный порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования установлен статьёй 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 статьи 14 вышеупомянутого Закона Санкт-Петербурга муниципальный совет принимает решение о назначении членов избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за пять дней до окончания срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
Пунктом 4 статьи 45 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ предусмотрено, что избирательная комиссия данного муниципального образования формируется в количестве восьми членов с правом решающего голоса.
Решением Муниципального Совета от 21 июня 2017 года N23 внесены следующие изменения в Устав: пункт 4 статьи 45 Устава изложен в новой редакции: "Избирательная комиссия муниципального образования формируется Муниципальным Советом в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принятым в соответствии с ним Законом Санкт-Петербурга в количестве восьми человек с правом решающего голоса".
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что по состоянию на 30 октября 2017 года избирательная комиссия сформирована в полном составе, следовательно, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали основания для назначения двух членов комиссии взамен Малаева С.В. и Иванова А.И, поскольку Муниципальным Советом 30 октября 2017 года взамен выбывших назначены Шашкина О.В, Солонько И.В.
То обстоятельство, что указанное решение принято Муниципальным Советом за пределами установленного пунктом 9 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" срока само по себе не свидетельствует о его незаконности, поскольку это решение принято в соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а не в соответствии со статьёй 24 этого же Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Довод административного ответчика о том, что решение Муниципального Совета от 30 октября 2017 года является незаконным, в связи с чем не порождает правовые последствия, суд находит несостоятельным.
В части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 этого же Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, или судом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закреплённой в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22 марта 2012 года N 486-О-О, от 29 января 2015 года N 140-О).
Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что поскольку решение Муниципального Совета от 30 октября 2017 года не отменено, незаконным судом не признано, то оснований для принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией оспариваемого решения не имелось.
При этом суд учитывает, что в решении от 12 июля 2018 года не содержится информации о прекращении полномочий каких-либо членов избирательной комиссии, а также об основаниях такого прекращения.
Также суд не может согласиться и с доводом представителя административного ответчика о том, что в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 марта 2018 года указано на незаконность решения Муниципального Совета от 30 октября 2017 года, поскольку такого вывода в этом судебном акте не содержится, при этом в рамках этого дела указанное решение Муниципального Совета от 30 октября 2017 года не являлось предметом иска, а, следовательно, предметом исследования и оценки суда. Указывая на правовую заинтересованность Санкт-Петербургской избирательной комиссии в оспаривании решения Муниципального Совета от 9 октября 2017 года, судебная коллегия фактически пришла к выводу, что признание судом этого решения в оспариваемой части незаконным предоставляет Санкт-Петербургской избирательной комиссии право на оспаривание решения от 30 октября 2017 года.
При таких обстоятельствах, административные исковые заявления подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 июля 2018 года N62-4 "О назначении членов избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ" признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые заявления избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 июля 2018 года N62-4 "О назначении членов избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись А.В.Белоногий
Копия верна: судья А.В.Белоногий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.