Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., рассмотрев 02 октября 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Оленике П.А., дело об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 07 августа 2018 года в отношении
Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен", ИНН 7830000970, юридический адрес: Санкт-Петербург, Московский пр, д. 28, фактический адрес: Санкт-Петербург, Витебский пр, д. 107, площадка электродепо "Московское"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 14-83/2018 государственного инспектора Федеральной службы по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом - экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Р.З. от 06 июля 2018 года СПб ГУП "Петербургский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Защитник СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Зиброва О.А, не согласившись с вышеуказанным постановлением, подала жалобу об его отмене в Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 07 августа 2018 года вышеуказанное постановление от 06 июля 2018 года - оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Защитник СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Щеголихина Е.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения суда и постановления должностного лица с прекращением производства по делу.
В обоснование жалобы указала, что постановление должностного лица и решение судьи районного суда незаконны и необоснованны по следующим основаниям. При рассмотрении дела не учтен довод Предприятия о наличии погрешности при определении результатов количественного химического анализа сбрасываемых сточных вод ГУП "Петербургский метрополитен" в р. Волковка. Выявленные превышения концентраций загрязняющих веществ с учетом погрешности измерений являются незначительными, что свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Кроме того, на результаты проб влияет общая загрязненность реки Волковка, административным органом не доказана причинно-следственная связь между превышением концентраций загрязняющих веществ в р. Волковка и действиями Предприятия.
Превышения концентраций загрязняющих веществ в реке Волковка имеют объективные причины не зависящие от Предприятия, а именно на состав сточных вод на водовыпускных в р.Волковка оказывают внешние факторы. В результате повышенного уровня воды в реке происходит подтопление выпусков сточных вод, смешение очищенных поверхностных сточных вод с природными водами, вымывание сорбента, что отрицательно влияет на результаты анализов. ГУП "Петербургский метрополитен" не имеет возможности собственными силами и средствами выполнить работы по очистке реки Волковка. Вина предприятия в совершении вменяемого правонарушения отсутствует.
Доводы предприятия о необходимости применения ст. 2.9 КоАП РФ в нарушение требований ст. 26.11, п. 2 ст. 30.7 КоАП РФ оставлены судом без внимания и не получили надлежащей оценки в Решении.
Законный представитель СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Гарюгин В.А. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не направил, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствии защитников СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Зибровой О.А, Семеновой Я.К, Цветкова А.Г.
Защитники СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Зиброва О.А, Семенова Я.К, Цветков А.Г. в судебном заседании поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю решение судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, поводом для возбуждения дела послужили материалы природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга (вх. N... от "дата"), на основании поступившей в Природоохранную прокуратуру г. Санкт-Петербурга информации из Невско-Ладожского бассейнового водного управления о несоблюдении хозяйствующими субъектами требований законодательства об охране окружающей среды при сбросе в 4 квартале 2017 года сточных вод в водные объекты города.
Согласно представленным материалам Природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга следует, что ГУП "Петербургский метрополитен" в 4 квартале 2017 года допустило сброс загрязняющих веществ с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов веществ в водный объект р. Волковка на выпусках N 2 и N 5 (площадка электродепо "Московское").
Согласно имеющейся информации в Департаменте у ГУП "Петербургский метрополитен" имеются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпускам N 2 и N 5 установлены Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на период с 23.01.2015 до 01.11.2018 года (регистрационный N... ). Разрешение от 31.12.2013 N 26-29141-С-13/18 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по выпускам N 2 и N 5 выдано Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу на период с 31.12.2013 до 01.11.2018 г.
Согласно данным Невско-Ладожского бассейнового водного управления, поступившим в Природоохранную прокуратуру г. Санкт-Петербурга 09.12.2018, за 4 квартал 2017 года, ГУП "Петербургский метрополитен" сточные воды сбрасывались в водный объект - р. Волковка с превышением установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов.
Превышение установленных санитарными нормами нормативов сбросов загрязняющих веществ по физико-химическим показателям выявлены по параметрам: нефтепродукты, ХПК, сульфаты.
Выводы Невско-Ладожского БВУ также подтверждаются представленными в Природоохранную прокуратуру г. Санкт-Петербурга ГУП "Петербургский метрополитен" пояснениями.
ГУП "Петербургский метрополитен" производится ежеквартальный отбор проб воды, лабораторные исследования проводятся испытательной лабораторией ГУП "Петербургский метрополитен" "Электромеханическая служба Лаборатория микроклимата", аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.512282, по результатам которых ГУП "Петербургский метрополитен" в рамках программы наблюдения за водным объектом составляется ежеквартальный отчет, направляемый в Невско-Ладожское бассейновое водное управление.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ГУП "Петербургский метрополитен" дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.14 КоАП Российской Федерации по факту сброса загрязняющих веществ с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов веществ в водный объект р. Волковка на выпусках N 2 и N 5 (площадка электродепо "Московское") и проведения административного расследования.
Согласно протоколу исследования воды N 21901-15/01-639 от 23.11.2017 г. (дата и время отборов 14.11.2017 г. в 10 час. 00 мин.):
- на выпуске N 2 (выпуск в р. Волковка - сточная),
Наблюдаются превышения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ по следующим показателям:
На выпуске N2 (выпуск в р. Волковка - сточная)Нефтепродукты - 0,083 мг/дм3 (Превышение в 1,66 раз); ХПК - 48 мг/дм3 (Превышение в 1,6 раз); Сульфат-ионы - 187 мг/дм3 (Превышение в 1,87 раз). В соответствии с абзацем 2 ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты. В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.В соответствии с ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.В соответствии с ч.1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.В соответствии с ч.2 ст. 55 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственное мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.В соответствии с ч.6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с п.1 ч.6 ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости Превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых
концентраций вредных веществ в водных объектах). Таким образом, законодательством установлен прямой запрет на сброс сточных вод в водный объект с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ водные объекты. В соответствии с. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения административного правонарушения. В соответствии с ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Таким образом, на основании ч.1 и ч.3 ст. 1.7 КоАП РФ ГУП "Петербургский метрополитен" подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ с применением наказания согласно санкции указанной статьи. Вина СПб ГУП "Петербургский метрополитен" подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, которые являются допустимыми и со всей очевидностью свидетельствуют о наличии у СПб ГУП "Петербургский метрополитен" события и состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Сведений о какой-либо заинтересованности должностных лиц находившихся при исполнении служебных обязанностей, по делу не установлено, поэтому оснований ставить под сомнение факты, указанные должностными лицами в процессуальных документах, и изложенные в судебном заседании относительно события административного правонарушения, не имеется.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности СПб ГУП "Петербургский метрополитен" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Доводы о малозначительности административного правонарушения обоснованно отклонены судом первой инстанции, ввиду отсутствия основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ, исключительных обстоятельств совершения правонарушения судом не установлено.
Иные доводы жалобы защитника Предприятия на постановление о привлечении к административной ответственности и решение судьи районного суда по существу повторяют позицию защиты при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу решения.
Версия стороны защиты в ходе судебного разбирательства в районном суде была надлежащим образом проверена, в решении суда получила надлежащую оценку, и обоснованно опровергнута.
Судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы лиц, участвующих в деле, в связи с чем, жалоба защитника удовлетворению не подлежит.
Постановление о привлечении СПб ГУП "Петербургский метрополитен" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 07 августа 2018 года, которым постановление N 14-83/2018 государственного инспектора Федеральной службы по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом - экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Р.З. от 06 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении СПб ГУП "Петербургский метрополитен" оставлено без изменения - оставить без изменения, жалобу защитника СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Щеголихиной Е.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.