Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.
судей Коваленко В.В, Жегалова Е.А.
при секретаре Ф.И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 29 ноября 2018 года гражданское дело по иску Ф.И.О. к администрации Баганского района Новосибирской области о признании решения об исключении из списка участников по улучшению жилищных условий незаконным
по апелляционной жалобе администрации Баганского района Новосибирской области на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 20 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В, объяснения Ф.И.О. и её представителя - Ф.И.О, представителя администрации Баганского района Новосибирской области - Ф.И.О, объяснения третьего лица Ф.И.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф.И.О. обратилась в суд с иском к администрации Баганского района Новосибирской области о признании решения об исключении из списка участников по улучшению жилищных условий незаконным.
В обоснование иска указала, что ответчик письмом N от ДД.ММ.ГГГГ сообщил ей, что нуждаемость ее семьи в улучшении жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", не подтвердилась, т.к. на момент принятия решения о постановке на учет нуждающихся, родственникам Ф.И.О. на праве собственности принадлежала квартира на праве собственности общей площадью 45,8 кв.м. и жилой дом площадью 107,7 кв.м.
По договору дарения, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О. подарила Ф.И.О. принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: "адрес", общей площадью 107,7 кв.м. В связи с чем, жилищной комиссией администрации Баганского района Новосибирской области выявлены намеренные действия ухудшения, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися.
Истец считает, что данное решение ответчика нарушает законные права ее и членов ее семьи, т.к. умышленных действий с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении она не совершала, она никаким образом не может определить судьбу отчужденного дома, т.к. он ей не принадлежит.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Ф.И.О. просила признать решение об исключении из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", незаконным и обязать ответчика восстановить в составе участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральных целевых программ "Жилище" и "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", с даты включения в список.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 20 августа 2018 года исковые требования Ф.И.О. удовлетворены. Признано незаконным решение об исключении из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Администрация Баганского района Новосибирской области обязана восстановить Ф.И.О. в составе участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральных целевых программ "Жилище" и "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", с даты включения в список участников.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации Баганского района Новосибирской области Ф.И.О. просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд не учел того, что ДД.ММ.ГГГГ Баганским сельсоветом Баганского района Новосибирской области на основании заявления Ф.И.О. и представленных им документов было издано постановление о признании нуждающимся в жилой площади - Ф.И.О, имеющего состав семьи 1 человек, проживающего совместно с матерью, в квартире общей площадью 45,8 кв.м. на 3 человека при норме 16 кв. м. на 1 человека, не имеющего собственного жилья и жилья по договору социального найма, на общую очередь под N. На момент постановки на очередь в качестве нуждающегося Ф.И.О. имел состав семьи 1 человек - мать Ф.И.О. и проживал в квартире принадлежащей на праве собственности Ф.И.О. общей площадью 45,8 кв.м.
В документах дела имеется выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ В строке 4.2 Выписки указана дата регистрации права собственности Ф.И.О. (члена семьи Ф.И.О.) на жилой дом по адресу "адрес", общей площадью 107,7 кв.м - ДД.ММ.ГГГГ, в основании государственной регистрации указан кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства N от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, по мнению апеллянта, Ф.И.О. были предприняты действия по оформлению кадастрового плана дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, значит дом по адресу "адрес" уже был построен и находился в стадии оформления на Ф.И.О. до признания Ф.И.О. нуждающимся в улучшении жилищных условий и информация о доме была намеренно скрыта. Право собственности на дом по адресу "адрес" было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть в краткие сроки после издания постановления о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
По мнению апеллянта, при постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, Ф.И.О. должен был подать сведения не только о жилых помещениях, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН, но и о других имеющихся объектах недвижимости. Их правоустанавливающими документами могут быть: договор приватизации, дарения, купли-продажи, иной документ, оформленный до 1999 года, кадастровый паспорт, акт ввода построенного объекта в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, при расчете нуждаемости Ф.И.О. должно было быть учтено, что он проживает в квартире площадью 45,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" 35 - 2, является членом семьи собственника этого жилого помещения - Ф.И.О, которой еще принадлежит жилой дом площадью 107,7 кв.м общей площадью 107,7 кв.м. по адресу: "адрес". С учетом изложенного на каждого члена семьи Ф.И.О. приходилось по 51,16 кв.м, а потому Ф.И.О. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь за номером 366 незаконно.
В 2014 году Ф.И.О. стал участником Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и плановый период до 2020 года", ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. заключил брак с Ф.И.О. После заключения брака супруге присвоена фамилия Ф.И.О..
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О, её сын - Ф.И.О. и дочь - Ф.И.О. были признаны нуждающимися в жилой площади как члены семьи Ф.И.О. и поставленные на общую очередь с Ф.И.О, полученную им незаконным путем посредством умышленного скрытия в 2013 году жилого дома, по "адрес", принадлежащего его матери на праве собственности, под общим номером 366.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. и Ф.И.О. обратились в администрацию Баганского района Новосибирской области с заявлением о смене участника программы с Ф.И.О. на Ф.И.О, так как она устроилась на работу в сельхоз предприятие и получила статус работающей в агропромышленном комплексе по трудовому договору.
В связи с тем, что семья была признана Баганским сельсоветом нуждающейся в улучшении жилищных условий и член семьи работал в агропромышленном комплексе по трудовому договору, произошла замена категории "граждане" на категорию "молодая семья".
Жилищная комиссия, созданная администрацией Баганского района, по полномочиям провела проверку исполнения условий Типового положения истцом. При проверке было установлено, что на момент признания Ф.И.О. нуждающимся в улучшении жилищных условий было скрыто, что у члена его семьи на момент постановки его на очередь в собственности имелся дом площадью 107,7 кв. м. А также то, что в январе 2018 года собственником жилого помещения Ф.И.О, членом семьи которого является Ф.И.О, было произведено отчуждение жилого дома площадью 107,7 кв. м по адресу "адрес". Отчуждение дома расценивается комиссией как намеренное ухудшение жилищных условий.
Кроме того, апеллянт полагает, что суд необоснованно отверг его доводы о том, что семья Ф.И.О. фактическим проживает в достроенном ими "адрес".
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N Ф.И.О. был признан нуждающимся в жилой площади.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. вступил в брак с Ф.И.О, которой после заключения брака была присвоена фамилия Ф.И.О..
Постановлением администрации Баганского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N Ф.И.О, Ф.И.О. и Ф.И.О. (несовершеннолетний сын Ф.И.О.) был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 500 кв.м для строительства индивидуального жилого дома, по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области Ф.И.О. было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью 56,8 кв.м по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. в администрацию Баганского района Новосибирской области было подано заявление о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года". Жилищные условия Ф.И.О. планировал улучшить путем строительства жилого помещения в "адрес", В качестве членов своей семьи им были указаны Ф.И.О. и Ф.И.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ у Ф.И.О. и Ф.И.О. родилась дочь - Ф.И.О.
Постановлением администрации Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в постановление ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с которыми Ф.И.О. был признан нуждающимся в жилой площади, на состав семьи: жена - Ф.И.О, пасынок - Ф.И.О, дочь - Ф.И.О.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. и Ф.И.О. подали в администрацию Баганского района Новосибирской области заявления, в которых просили вместо Ф.И.О. включить Ф.И.О. состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года".
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации Баганского района Новосибирской области было принято решение о том, что семья Ф.И.О. не может участвовать в ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий", так как по ЖК РФ ст. 51 ч. 1 п. 2 и ч. 2 семья является членами семьи собственника жилого помещения. Семья неправомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В участии в программе было отказано.
Разрешая спор и признавая незаконным решение ответчика об отказе семье истца в участии в программе по приобретению жилья, суд первой инстанции исходил из того, что в собственности Ф.И.О. и членов ее семьи жилых помещений нет, членом семьи собственника жилого помещения - матери Ф.И.О. - Ф.И.О. истец не является. При этом суд указал, что сам по себе факт оформления права собственности на жилые помещения на близких родственников Ф.И.О. и Ф.И.О. - родителей указанных лиц, не может свидетельствовать о том, что у семьи истца отпали основания для признания ее семьи нуждающейся в жилом помещении, и что последние приобрели статус членов семьи собственников жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" была утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа), которая действовала по 31.12.2017 г.
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 N 1243 действие Программы было прекращено с 01.01.2018 г. и с указанной даты реализация мероприятий данной Программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717.
В силу пп. "г" п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, одним из обязательных условий для приобретения права на получение социальной выплаты в рамках Программы, является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя или органом исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя (далее - орган местного самоуправления) по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения содержались и в пп. "г" п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598.
Как видно из решения жилищной администрации Баганского района Новосибирской области, семье Ф.И.О. было отказано в участии в Программе по причине того, что Ф.И.О, на момент его принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, правом состоять на таком учете не обладал.
В связи с этим, юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является установление права Ф.И.О, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях), быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. "в" ч. 2 ст. 4 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" гражданином, являющимся собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, для принятия на учет представляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с указанными положениями закона, при подаче документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Ф.И.О. должен был представить в органы местного самоуправления правоустанавливающие документы на принадлежащие членам его семьи объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и такие объекты недвижимости должны были учитываться при определении уровня обеспеченности Ф.И.О. общей площадью жилого помещения.
Как видно из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О. проживал и был зарегистрирован в квартире площадью 45,8 кв.м адресу: "адрес". Собственником данного жилого помещения является Ф.И.О. - мать Ф.И.О. Кроме Ф.И.О. и Ф.И.О, в данной квартире проживала и была зарегистрирована Ф.И.О. - дочь Ф.И.О. Таким образом, в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, Ф.И.О. и Ф.И.О. являлись членами семьи собственника жилого помещения - Ф.И.О.
Как видно из материалов дела, менее чем через месяц с момента постановки Ф.И.О. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, ДД.ММ.ГГГГ, за Ф.И.О. было зарегистрировано право собственности на жилой дом площадью 107,7 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Регистрация права собственности была произведена на основании кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, постановления N от ДД.ММ.ГГГГ администрации Баганского района Новосибирской области, акта приема-передачи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что уже ДД.ММ.ГГГГ "адрес" уже был возведен и Ф.И.О. являлась его собственником, а ДД.ММ.ГГГГ была лишь произведена государственная регистрация данного права.
В связи с этим, Ф.И.О, в силу п. "в" ч. 2 ст. 4 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ, при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, был обязан представить в администрацию Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области правоустанавливающие документы на принадлежащий Ф.И.О. жилой дом по адресу: "адрес", а площадь данного дома, в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, подлежала учету при определении уровня обеспеченности Ф.И.О. общей площадью жилого помещения.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О. являлась собственником двух жилых помещений общей площадью 153,5 кв.м. Следовательно, на неё и каждого из членов её семьи ( Ф.И.О. и Ф.И.О.) приходилось по 51,17 кв.м общей площади жилого помещения, что значительно превышает учетную норму, которая составляет 17 кв.м.
Последующее вступление Ф.И.О. в брак с Ф.И.О. и внесение в постановление администрации Баганского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ N, которым Ф.И.О. был признан нуждающимся в жилых помещений, изменений о составе его семьи, не имеют правового значения для настоящего спора, поскольку изначальная постановка Ф.И.О. на учет была незаконной. При этом, судебная коллегия отмечает, что по состоянию ДД.ММ.ГГГГ (дата внесения изменений в сведения о составе семьи Ф.И.О.), на Ф.И.О. и членов его семьи, с учетом "адрес", приходилось по 23,11 кв.м общей площади жилых помещений, что также выше учетной нормы.
По договору дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. подарила Ф.И.О. "адрес". Однако, само по себе отчуждение Ф.И.О. указанного дома не является основанием для признания Ф.И.О. и членов его семьи нуждающимися в жилых помещения, поскольку в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О. не являлся нуждающимся в жилом помещении и был неправомерно поставлен на соответствующий учет, то администрация Баганского района Новосибирской области обоснованно отказала семье Ф.И.О. в участии в Программе, необходимым условием участия в которой является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе Ф.И.О. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 20 августа 2018 года отменить и постановить новое решение, которым отказать Ф.И.О. в удовлетворении иска к администрации Баганского района Новосибирской области о признании решения об исключении из списка участников по улучшению жилищных условий незаконным. Апелляционную жалобу администрации Баганского района Новосибирской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.