Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Республики Татарстан на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 19 июля 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Шарипова Рамиля Рамильевича к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан", Военному комиссариату Приволжского и Вахитовского районов города Казань Республики Татарстан, Призывной комиссии по Вахитовскому и Приволжскому районам муниципального образования города Казани об оспаривании решения призывной комиссии, обязании устранить нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным решение призывной комиссии по Вахитовскому и Приволжскому районам муниципального образования города Казани от 13.02.2018, оформленное протоколом N 1 от 13.02.2018 о зачислении в запас Шарипова Рамиля Рамильевича по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать Военный комиссариат Приволжского и Вахитовского районов города Казань Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав Шарипова Рамиля Рамильевича путем рассмотрения вопроса о зачислении в запас по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Военного комиссариата Республики Татарстан, поддержавшего доводы жалобы, объяснения Шарипова Р.Р, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарипов Р.Р. обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан", Военному комиссариату Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан, призывной комиссии по Вахитовскому и Приволжскому районам муниципального образования города Казани о признании незаконным решения призывной комиссии по Вахитовскому и Приволжскому районам муниципального образования города Казани от 13.02.2018 о зачислении в запас Шарипова Рамиля Рамильевича, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации отдел военного комиссариата Республики Татарстан по Приволжскому и Вахитовскому районам города Казани принятия решения о зачислении Шарипова Р.Р. в запас, как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
В обоснование указал, что по достижении 27-летнего возраста обратился в призывную комиссию с требованием о выдаче военного билета, в чем ему было отказано и вынесено оспариваемое решение, которое он считает незаконным.
От исполнения воинской обязанности он не уклонялся. Имел различные заболевания, ему также предоставлялась отсрочка от службы в армии.
Ответчики иск не признали.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Республики Татарстан просит решение суда отменить, указывая, что оно не соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из дела, административный истец "дата" года рождения достиг возраста 18 лет "дата".
Согласно выписке из протокола призывной комиссии г.Казани от 26.09.2017 N 9 Шарипов Р.Р. был поставлен на воинский учет в военном комиссариате Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан 15 января 2008 года с категорией годности Б-3 "Годен к военной службе с незначительными ограничениями".
10.09.2009 зачислен в Академию управления "ТИСБИ", с 13.01.2010 по 29.12.2011 обучался по очной форме обучения.
29.12.2011 года отчислен из Академии ТИСБИ.
19.01.2012 зачислен на 3 курс очной формы обучения в учебное заведение высшего профессионального образования (ИСГЗ), завершил обучение 26.06.2014.
В 2016 году поступил в частное образовательное учреждение высшего образования "Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП) (заочная форма), переведен на очную форму обучения и отчислен 09.01.2016 по собственному желанию в другой ВУЗ. 27.02.2017 административный истец зачислен на 1 курс 2 семестр аспирантуры очной формы обучения учебного заведения (ИСГЗ) с переводом из ИЭУП, 27.02.2017 переведен на 2 курс очной аспирантуры, на очной аспирантуре обучается по настоящее время.
27 апреля 2010 года протоколом N 11 от 27.04.2010 года призывной комиссией муниципального образования города Казань (Приволжского и Вахитовского районов) Республики Татарстан Шарипову Р.Р. в соответствии с пп. "А" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2014 года в связи с обучением в Академии управлении "ТИСБИ". Иных отсрочек призывной комиссией муниципального образования города Казани (Приволжского и Вахитовского районов) Республики Татарстан Шарипову Р.Р. предоставлено не было.
Весной 2012 года Шарипов Р.Р. явился в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. После чего, на основании жалоб на состояние здоровья в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 30.09.2017) "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации врачами-специалистами был направлен на дополнительное медицинское обследование.
В 2012, 2016 годах медицинское освидетельствование Шарипова Р.Р. с вынесением итогового заключения и решения призывной комиссии не было завершено. В 2012, 2016 годах в личном деле и учетной карте призывника частично имеются отметки врачей - специалистов по медицинскому освидетельствованию, однако итоговые заключения врача, руководящего работой врачей-специалистов, в указанные годы отсутствуют. В материалах дела имеются два акта исследования состояния здоровья Шарипова Р.Р, в которых зафиксированы медицинские диагнозы.
28.01.2018 административный истец достиг возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии по Вахитовскому и Приволжскому районам муниципального образования города Казани от 13.02.2018 на основании п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Шарипов Р.Р. признан лицом не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении административного истца призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись, от прохождения службы по призыву он не уклонялся. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Шарипов Р.Р. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
С таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Суду апелляционной инстанции представителем административного ответчика из личного дела призывника Шарипова Р.Р. были представлены сведения, в том числе рапорта, повестки, из которых следует, что Шарипов Р.Р. после 1 января 2014 года извещался о необходимости явки в военкомат для прохождения мероприятий призывного характера, однако от них уклонялся. Данные доказательства судебная коллегия признает в качестве допустимых и считает, что они свидетельствуют о совершении Шариповым Р.Р. после 1 января 2014 года действий и бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, и об уклонении от призыва на военную службу.
Таким образом, материалами дела установлено, что Шарипов Р.Р. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, в связи с чем у административного ответчика имелись законные основания для вынесения в отношении административного истца оспариваемого решения.
При указанных обстоятельствах состоявшееся по данному делу решение суда об удовлетворении иска Шарипова Р.Р. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении его административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 19 июля 2018 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Шарипова Рамиля Рамильевича к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан", Военному комиссариату Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан, призывной комиссии по Вахитовскому и Приволжскому районам муниципального образования города Казани о признании незаконным решения призывной комиссии по Вахитовскому и Приволжскому районам муниципального образования города Казани от 13.02.2018 о зачислении в запас Шарипова Рамиля Рамильевича, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации отдел военного комиссариата Республики Татарстан по Приволжскому и Вахитовскому районам города Казани принятия решения о зачислении Шарипова Р.Р. в запас, как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.