Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А,
судей Охременко О.В, Потехиной О.Б,
при секретаре Наумовой Т.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В,
гражданское дело по иску Манкевич Ольги Николаевны к МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей" о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
по апелляционной жалобе Манкевич О.Н,
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 20 сентября 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Манкевич Ольги Николаевны к МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей" о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Манкевич О.Н. обратилась в суд с требованиями к МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей" о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.07.2017 по 18.06.2018 в сумме 86 744,23 руб.
Требования мотивировала тем, что в период с 19 декабря 2013 по 18 июня 2918 состояла с ответчиком в трудовых отношениях, работала воспитателем дошкольного учреждения.
Полагает, что в спорный период заработная плата ей начислялась с нарушением норм действующего законодательства, на выплаты стимулирующего характера не начислялись северная надбавка и районный коэффициент.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Манкевич О.Н. просит отменить решение суда, как незаконное, настаивает на удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях заведующая МБДОУ Вальд О.В. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В письменных возражениях представитель Управления образования администрации г. Ачинска указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Следовательно, при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
Нормами трудового законодательства предусмотрено, что оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Как следует из материалов дела, Манкевич О.Н. в период с 19.12.2013 по 15.06.2018 состояла с ответчиком в трудовых отношениях в должности воспитателя.
Как следует из представленных расчетных листков истца в спорный период с июля 2017 года по 18 июня 2018 года, Манкевич О.Н. помимо иных выплат, ежемесячно выплачивались стимулирующие выплаты в различном размере. Полагая, что заработная плата была выплачена в меньшем размере, Манкевич О.Н. обратилась с иском в суд о взыскании недополученной заработной платы в виде подлежащих начислению на стимулирующие выплаты районного коэффициента и северной надбавки.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые истцом выплаты были произведены работодателем с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 3 раздела 2 Постановление администрации г. Ачинска Красноярского края от 30.10.2014 N 472-п "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных, казенных образовательных учреждений" установление стимулирующих выплат в учреждении осуществляется на основе коллективного договора, локального нормативного акта учреждения о выплатах стимулирующего характера, утверждаемого работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Положения об оплате труда разрабатываются в каждом учреждении на основании данного Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования администрации города Ачинска.Согласно п.6.3. коллективного договора МБДОУ "Детский сад N26" распределение стимулирующих выплат осуществляется в соответствии с приложением к коллективному договору "Положение об оплате труда работников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей".
Согласно с п. 1.4. Положения об оплате труда работников МБДОУ "Детский сад N26", система оплаты труда работников включает в себя следующие элементы оплаты труда: гарантированную часть, которая включает размер оклада, ставки заработной платы, персональные выплаты, которые определяются в процентном отношении к окладу и выплаты компенсационного характера (выплаты работником, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и выплаты стимулирующего характера. Установление стимулирующих выплат осуществляется на основе коллективного договора, настоящего положения.
В соответствии с п.4.4. Положения, размер выплаты, осуществляемой конкретному работнику, определяется по формуле: С = С1балла х Бi (где С - размер выплаты, осуществляемой конкретному работнику учреждения в плановом периоде, С1балла- стоимость для определения размеров стимулирующих выплаты на плановый период, Бi- количество баллов по результатам оценки i- работника учреждения, исчисленное в суммовом выражении по показателям оценки за отчетный период.
В МБОУ "Детский сад N26" разработано Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат для работников, в компетенцию корой входит формирование и своевременная корректировка в соответствии с актуальными потребностями учреждения, перечня показателей эффективности деятельности работников, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работников в соответствии с утвержденными качественными показателями эффективности их деятельности (п.2.4). При этом состав комиссии по распределению стимулирующих выплат утверждается приказом заведующего (п.3.1.).
В соответствии с п. 4.16. Положения, после принятия решения комиссией и утверждения оценочных листов, издается приказ руководителя учреждения об утверждении размеров стимулирующих выплат сотрудникам учреждения по результатам работы на соответствующий период.
Как следует из материалов дела, за июль 2017 года Манкевич О.Н. выплачена стимулирующая выплата в размере 2745 рублей, в августе 2017 года в сумме 9450 рублей, в сентябре 2017 года в сумме 13788 рублей, в октябре в сумме 14985 рублей, в ноябре 2017 года в сумме 25531 руб. 20 коп, в декабре 2017 года в сумме 26267 руб. 74 коп, в январе 10588 руб. 80 коп, в феврале 10652 руб. 84 коп, в марте 2018 года в сумме 11464 руб. 20 коп, в апреле 2018 года в сумме 6384 руб. 69 коп, в мае 2018 года в сумме 9326 руб. 46 коп, в июне 2018 года в сумме 3390 рублей.
Разрешая спор, суд указал, что размеры указанных ежемесячных стимулирующих выплат, указанные в расчетных листках работника, соответствуют размерам ежемесячных выплат стимулирующего характера, установленных Манкевич О.Н, ежемесячными приказами заведующего МБДОУ "Детский сад N26" "О распределении стимулирующих выплат". В каждом ежемесячном приказе руководителя учреждения, указаны фамилия, имя, отчество каждого работника, должность, количество баллов и размер стимулирующей выплаты в денежном выражении. При этом, сумма стимулирующей выплаты определена с учетом районной коэффициента и северной надбавки.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку распределение учреждением размера стимулирующих выплат в денежном выражении каждому работнику уже с учетом районного коэффициента и северной надбавки согласуется с требованиями п. 3 Порядка расчета нормативов обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу), утв.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.06.2014 N 244-п, согласно которому норматив обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в части расходов на оплату труда педагогических работников на группу воспитанников с соответствующим режимом пребывания и для соответствующего возрастного состава воспитанников (индекс b) k-й направленности (для k = 1,3) групп в образовательной организации s-й территориальной принадлежности в расчете на одного воспитанника рассчитывается по формуле: Ноskb = (Н1оkb + Н2оkb) x Ps x T x П x Ио x И1о + Н3оrb x Ps, для k = 1, 3, (2), где: Н1оkb - базовый норматив расходов на оплату труда воспитателей на группу воспитанников с соответствующим режимом пребывания и для соответствующего возрастного состава воспитанников (индекс b) k-й направленности (для k = 1,3) групп в образовательной организации в расчете на одного воспитанника рассчитывается по формуле 3 пункта 3.2 Порядка; Н2оkb - базовый норматив расходов на оплату труда педагогических работников (за исключением воспитателей) на группу воспитанников с соответствующим режимом пребывания и для соответствующего возрастного состава воспитанников (индекс b) k-й направленности (для k = 1,3) групп в образовательной организации в расчете на одного воспитанника рассчитывается по формуле 4 пункта 3.3 Порядка; Ps - коэффициент, учитывающий районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями s-й территориальной принадлежности.
Согласно этой формуле районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями включены в затраты на оплату труда педагогических работников как отдельная составляющая.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что при осуществлении выплат стимулирующего характера ответчиком не были начислены районный коэффициент и северная надбавка, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании и применении истцом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом отказа в удовлетворении основного требования, суд также правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Таким образом, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 20 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Манкевич О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.