Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГУП "Крымская железная дорога" ФИО3 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2018 года N 12-318/2018,
установил:
постановлением начальника Крымского территориального отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 07 августа 2018 года N 778/12-03/18 Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "КЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2018 года N 12-318/2018 указанное постановление должностного лица от 07 августа 2018 года N 778/12-03/18 оставлено без изменений, жалоба ФГУП "КЖД" - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представителем ФГУП "Крымская железная дорога" ФИО3 подана жалоба в Верховный Суд Республики Крым, в которой он просит отменить постановление должностного лица от 07 августа 2018 года и решение суда от 02 октября 2018 года, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств по делу. Так, заявитель указывает на то, что со стороны ФГУП "КЖД" приняты все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ФГУП "Крымская железная дорога" Лисового И.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя КТОНОТБ УГАН НОТЮ ЮФО Ространснадзора Пустовойтова А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закона N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 12 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Объект транспортной инфраструктуры, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ - это технологический комплекс, включающий в себя в том числе участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних полных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности - это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Закона N16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации определен постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015г. N172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности".
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".
Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Как усматривается из материалов дела, железнодорожная станция "Феодосия" ФГУП "КЖД" является объектом транспортной инфраструктуры, ФГУП "КЖД" - субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с распоряжением начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 13.07.2018 г. N 610, проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожного вокзала Феодосия ФГУП "КЖД" с целью контроля и надзора за исполнением требований ранее выданного инспекторского предписания от 15.03.2018 г. N 000257 об устранении выявленных нарушений.
Срок устранения указанных в предписании нарушений - 29.06.2018 года.
В ходе проведенной проверки 24.07.2018 г. установлено, что ФГУП "КЖД" не выполнило требования инспекторского предписания от 15.03.2018 N 000257, а именно:
1. субъектом транспортной инфраструктуры юридическим лицом ФГУП "КЖД" (далее СТИ) не реализован План обеспечения транспортной безопасности железнодорожный вокзал на станции Феодосия реестровый номер ЖВК416648 (далее - Плана ОТБ) объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Феодосия - Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" реестровый номер ЖВК416648 (далее - ОТИ) в соответствии с п. 22 Плана ОТБ, чем нарушены положения пп.7 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 (далее - Требования), п. 22 Плана ОТБ;
2. СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Феодосия - Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" обособленного подразделения "Центр организации работы железнодорожных вокзалов" - филиала ФГУП "КЖД" не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты ОТИ в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах ОТИ, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования ОТИ (далее - критические элементы ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, чем нарушены положения пп.3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", п. 3.9 Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожный вокзал на станции Феодосия;
3. СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ не обеспечено обращение со сведениями, содержащимися в Плане ОТБ, которые являются информацией ограниченного доступа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 09.01.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.п. б п.8 Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 N 1257, а именно - носители информации ограниченного доступа с пометкой "Для служебного пользования" не находятся на балансе субъекта транспортной инфраструктуры, чем нарушено положение пп.8 п. 5 Требований;
4. СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ не утвердил в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно: не согласован с уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности с уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности на ОТИ, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности в помещения, предоставленные субъектом транспортной инфраструктуры указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями, при наличии таковых (далее - порядок передачи данных), чем нарушено положение пп.9 п. 5 Требований;
5. СТИ на ОТИ допущены к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ лица, не подготовленные в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона N 16-ФЗ, а именно: не представлены документы о прохождении подготовки согласно списку "Наименование структурных подразделений и должностей" Феодосийского участка досмотра (инспекторов контрольно-пропускных пунктов и постов транспортной безопасности Феодосийского участка досмотра ОП "Центр обеспечения транспортной безопасности": ФИО5, ФИО6, ФИО7), чем нарушено положение пп.13 п. 5 Требований;
6. СТИ на ОТИ не обеспечено информирование (за исключением КПП N1 ОТИ), в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
- прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности или их части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам;
- перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам;
- проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
- совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры (транспортных средствах), а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий, чем нарушено положение пп.14 п. 5 Требований;
7. СТИ на ОТИ не обеспечил круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности, чем нарушено положение пп.27 п. 5 Требований;
8. СТИ на ОТИ не обеспечено видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности, чем нарушено положение пп.28 п. 5 Требований;
9. СТИ на ОТИ не обеспечивает необходимый количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра, а также их размещение в соответствии со схемой размещения и составом оснащения контрольно-пропускных пунктов, постов в целях выявления (включая обнаружение, распознавание и идентификацию) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, у проходящих физических лиц в багаже, ручной клади, личных вещах, иных материально-технических объектах и перемещаемых животных (далее - объекты досмотра) (на ОТИ: отсутствуют КПП N 2, ПТБ N 1, ПТБ N 2, указанные в п. 13 Плана ОТБ; отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасностью данных, эксплуатационных и функциональных показателей), чем нарушено положение пп.35 п. 5 Требований;
10. СТИ не оснастил ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и ее части, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале); видеомониторинг в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и перевозочном секторе зоны транспортной безопасности; передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; документирование перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, чем нарушено положение пп.1 п. 15 Требований;
11. СТИ на ОТИ не проводится досмотр объектов досмотра при их перемещении с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, (за исключением КПП N 1), чем нарушено положение пп.3 п. 15 Требований;
12. в Плане ОТБ разработанным СТИ на основании результатов оценки уязвимости ОТИ не отражены сведения о границах технологического сектора ОТИ, указанного в оценке уязвимости ОТИ (пункт 1.10.11 технологический сектор) проход в который должен осуществляется через специально оборудованные места на ОТИ для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей, чем нарушены положения пункта 3 и пп. 4 пункта 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 N 34.
Таким образом, законное требование инспекторского предписания от 15.03.2018 N 000257 в установленный срок предприятием не исполнено.
Содержание инспекторского предписания соответствует положениям Требований. В свою очередь субъект транспортной инфраструктуры обязан самостоятельно определить законные пути реализации Требований.
Требованиями не предусмотрено, каких-либо исключений в зависимости от организационно - правовой формы и (или) учредителя предприятия, по срокам реализации плана обеспечения транспортной безопасности.
Предприятию предписаны разумные сроки на устранение нарушений в соответствии с Требованиями.
По факту выявленных нарушений в отношении ФГУП "КЖД" по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ 30.07.2018 года составлен протокол об административном правонарушении N 403669.
Постановлением начальника Крымского территориального отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 07 августа 2018 года N 778/12-03/18 Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГУП "КЖД" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении от 30.07.2018 г. N 43669; инспекторским предписанием от 15.03.2018 г. N 000257; актом проверки от 24.07.2018 г. N 552/12; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 13.07.2018 г. N 610.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ФГУП "КЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Изложенные в жалобе доводы по существу направлены на оспаривание законности предписания от 16.10.2017 года N000003, вынесенного должностным лицом в отношении юридического лица - ФГУП "КЖД". Вместе с тем данные доводы являются несостоятельными, в силу следующего.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующем законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, которое подлежит административной ответственности.
Из материалов дела следует, что предписание от 15.03.2018 г. было вынесено уполномоченным лицом - главным государственным инспектором КТОНОТБ УГАН НОТЮ ЮФО Ространснадзора ФИО8, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения. В установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, данное предписание содержит конкретные требования и достаточный срок их выполнения.
Предприятием совершено нарушение по невыполнению в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, а поэтому доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности вынесенного в отношении юридического лица - ФГУП "КЖД" решения о привлечении последнего к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод заявителя, в обоснование невиновности ФГУП "КЖД", о принятии всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства, является необоснованным, поскольку доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения ФГУП "КЖД" к административной ответственности соблюдены.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Поскольку жалоба представителя ФГУП "Крымская железная дорога" ФИО3 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2018 года N 12-318/2018 отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ФГУП "Крымская железная дорога" ФИО3 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2018 года N 12-318/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2018 года N 12-318/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Крымская железная дорога" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.