Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О,
с участием представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым Пугачева М.В, представителя Межрайонной ИФНС России N9 по Республике Крым Сорокина О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Крымской региональной общественной организации "Федеральный комитет по контролю за исполнением судебных решений", заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N9 по Республике Крым о ликвидации общественной организации, выслушав пояснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым Пугачева М.В, представителя Межрайонной ИФНС России N9 по Республике Крым Сорокина О.Н.
УСТАНОВИЛ
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Крымскую региональную общественную организацию "Федеральный комитет по контролю за исполнением судебных решений", исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 29 октября 2018 года принято к производству Верховного Суда Республики Крым административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Крымской региональной общественной организации "Федеральный комитет по контролю за исполнением судебных решений" о ликвидации общественной организации.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2018 года по ходатайству Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым привлечена к участию в административном деле заинтересованным лицом Межрайонная ИФНС России N9 по Республике Крым.
В судебном заседании 05 декабря 2018 года представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым ( далее Управление) настаивал на удовлетворении требований, представитель Межрайонной ИФНС России N9 по Республике Крым Сорокин О.Н. не возражал против удовлетворения административного искового заявления, Крымская региональная общественная организация "Федеральный комитет по контролю за исполнением судебных решений" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о дне и времени проведения судебного заседания была извещена надлежащим образом, в том числе, и путем размещения соответствующего объявления на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, что подтверждается представленными снимками экрана (скриншотами) с изображением страниц, на которых размещены указанные сведения.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Республики Крым считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив исковое заявление, выслушав пояснения представителей участников процесса, которые явились в судебное заседание,
Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
В силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушениями Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ " Об общественных объединениях" ( далее Закон N82-ФЗ), действия которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) ( статья 2).
Обязанности общественного объединения указаны в части 1 статьи 29 Закона N82-ФЗ и включают в себя, в том числе, соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности; ежегодную публикацию отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информирование федерального органа государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц ( часть 4 статьи 29 Закона N82-ФЗ).
В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В статье 44 Закона N 82-ФЗ указаны основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности, к которым относятся неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
Согласно п. 69 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456 (далее Административный регламент) по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер в порядке, установленном пунктами 77 - 80 Административного регламента.
Пунктом 78 Административного регламента предусмотрено, что по результатам контроля территориальным органом в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры:
вынесение предупреждения (внесение представления);
приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;
возбуждение дела об административном правонарушении;
направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;
направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю N 1979-р от 31 июля 2015 года осуществлена государственная регистрация Крымской региональной общественной организации "Федеральный комитет по контролю за исполнением судебных решений" ( далее Общественная организация) при ее создании, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 10 августа 2015 года за основным государственным регистрационным номером N.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Общественная организация не направила в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление, отчет о своей деятельности за 2016 года, в связи с чем уполномоченный сотрудник последнего, составив в отношении Общественной организации протокол об административном правонарушении по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направил его на рассмотрение мировому судье судебного участка N 13 Киевского судебного района города Симферополя (Киевский район городского округа Симферополя), которым было возбуждено производство по делу N 5-13-222/2017 (05-0222/13/2017).
При рассмотрении дела N 5-13-222/2017 (05-0222/13/2017) мировым судьёй судебного участка N 13 Киевского судебного района города Симферополя (Киевский район городского округа Симферополя) было установлено, что Общественной организацией в нарушением положений Закона N 82-ФЗ в установленный законом срок не была предоставлена в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю отчетность за 2016 год.
Общественная организация также в нарушение требований статьи 29 Закона N82-ФЗ не направила в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление, информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также об объеме денежных средств и иного имущества, полученных в 2017 году от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем в её адрес последним было направлено предупреждение N 93-2972/18 от 24 апреля 2018 года с указанием необходимости устранения допущенных нарушений Закона N82-ФЗ в срок до 28 мая 2015 года.
Материалы дела подтверждают, что конверт, с предупреждение N 93-2972/18 от 24 апреля 2018 года был возвращен Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление, 02 июня 2018 года в связи с истечение срока хранения корреспонденции.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание подтверждения материалами направление Общественной организации предупреждения N 93-2972/18 от 24 апреля 2018 года по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, приходит к выводу, что Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление, соблюдены требования о её надлежащем информировании о допущенных нарушений действующего законодательства.
Материалы дела не содержат доказательств того, что выявленные Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, правопреемником которого является Управление, нарушения были устранены, запрашиваемая первым информация (отчетность) Общественной организацией была направлена.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что допущенные Общественной организацией нарушения закона являются неоднократными, что является достаточным основанием для ее ликвидации в соответствии со статьёй 44 Закона N 82-ФЗ.
Ликвидация Общественной организации как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным ею нарушениям и вызванным ими последствиям.
Согласно абзацу 3 статьи 26 Закона N 82-ФЗ государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, учитывая, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Общественной организации, данные о ней подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями 175-180, 263,264,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым удовлетворить.
Ликвидировать Крымскую региональную общественную организацию "Федеральный комитет по контролю за исполнением судебных решений", исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный N).
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Крым.
В окончательной форме решение принято 06 декабря 2018 года.
Судья С.В. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.