Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Паниной П.Е,
судей
Егоровой Е.С, Матвиенко Н.О,
при секретаре
Ваапова С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Паниной П.Е. гражданское дело по иску Кокарева Алексея Васильевича, Чистобородовой Лидии Васильевны к Кокаревой Валентине Николаевне, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о регистрации перехода права собственности,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Кокарев А.В, Чистобородова Л.В. обратились с указанным иском в суд, мотивирую требования тем, что на основании свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" в "адрес" была передана в общую долевую собственность Кокаревой В.Н, ФИО1, Кокаревой Л.В. и Кокарева А.В. в равных долях. Право собственности всех совладельцев на доли в праве на квартиру было зарегистрировано в Евпаторийском БТИ. ДД.ММ.ГГГГ, Кокарева В.Н. и ФИО1 подарили свои доли в праве на квартиру в равных долях Кокареву А.В. и Фоминой (до брака Кокаревой) Л.В. Договор дарения был удостоверен частным нотариусом Сакского районного нотариального округа ФИО14 реестровый N от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 182 ГК Украины договор дарения подлежал государственной регистрации. Однако одариваемые Кокарев А.В. и Фомина Л.В. не обратились в Евпаторийское МРБТИ для государственной регистрации права собственности на приобретенные в результате дарения доли квартиры по причине юридической неосведомленности.
По заявлению Кокарева А.В. был произведен кадастровый учет квартиры, выдан кадастровый паспорт N от ДД.ММ.ГГГГ. и присвоен кадастровый N. ДД.ММ.ГГГГ. Кокареву А.В. была выдана выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которой удостоверена государственная регистрации прав собственности на доли в квартире на основании свидетельства о приватизации 1996 года без учёта перехода прав на доли по договору дарения ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. умерла. Указанное препятствует регистрации перехода права собственности во внесудебном порядке.
Решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Произведена государственная регистрация перехода права собственности на ? долю "адрес" в "адрес" Республики Крым на имя Кокарева А.В. и на ? долю "адрес" в "адрес" Республики Крым на имя Чистобородовой Л.В, права на которые переходят от одаряемого в том же объеме, что и у Дарителя, на основании договора дарения части квартиры серии ВВВ N от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом "адрес" нотариального округа ФИО14 реестровый N, от Кокаревой В.Н. и ФИО1 к Кокареву А.В. и Чистобородовой (до регистрации брака Фомина, Кокарева) Л.В.
В апелляционной жалобе Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, указывая, что государственная регистрация перехода права на основании договора дарения не была осуществлена в период действующего законодательства Украины, поскольку отсутствует подтверждение уклонения ответчика от регистрации права собственности, а также отсутствуют сведения в ЕГРН о всех собственниках недвижимого имущества, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав, лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что на основании свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" в "адрес" была передана в общую долевую собственность Кокаревой Валентины Николаевны, ФИО1, Кокаревой Лидии Васильевны и Кокарева Алексея Васильевича, в равных долях.
Право собственности всех совладельцев на доли в праве на квартиру было зарегистрировано в Евпаторийском БТИ.
ДД.ММ.ГГГГ Кокарева В.Н. и ФИО1 подарили свои доли в праве на квартиру в равных долях Кокареву А.В. и Фоминой (до брака Кокаревой) Л.В.
Договор дарения был удостоверен частным нотариусом "адрес" нотариального округа ФИО14, реестровый N от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 182 ГК Украины договор дарения подлежал государственной регистрации в Евпаторийском межгородском бюро регистрации и технической инвентаризации.
Судом установлено, что одариваемые Кокарев А.В. и Фомина Л.В. не обратились в Евпаторийское МРБТИ для государственной регистрации права собственности на приобретенные в результате дарения доли квартиры.
По заявлению Кокарева А.В. был произведен кадастровый учет квартиры, выдан кадастровый паспорт N от ДД.ММ.ГГГГ. и присвоен кадастровый N.
ДД.ММ.ГГГГ. Кокареву А.В. была выдана выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которой удостоверена государственная регистрации прав собственности на доли в квартире на основании свидетельства о приватизации 1996 года без учёта перехода прав на доли по договору дарения 2004г.
Правоотношения между сторонами при заключении договора возникли на основании законодательства Украины, а потому при рассмотрении спора суд апелляционной инстанции в этой части применяет нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения, а также нормы законодательства Российской Федерации, действующие на момент рассмотрение данного спора.
Правовой режим имущества определяется с учетом законодательства, которое было действующим на момент создания (приобретения) соответствующего имущества, при этом его дальнейшее изменение не должно приводить к ухудшению положения владельца имущества.
Согласно ст. 182 Гражданского кодекса Украины (до вступления в законную силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и его обременений" и иных законодательных актов" с 01 января 2013 года, которым отменена государственная регистрация сделок, если в договоре не предусмотрено иное) право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество, обременение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, при этом предусматривалась необходимость государственной регистрации как прав на недвижимость, так и договоров (правочинов) в отношении объектов недвижимости, которые являлись отдельными видами регистрации.
В соответствии со ст. 334 Гражданского кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. Право собственности на имущество по договору, которое подлежит нотариальном удостоверению возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не удостоверенного нотариально, действительным. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 657 Гражданского кодекса Украины договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 Временного порядка государственной регистрации сделок, утвержденного Постановлением Кабинетом Министров Украины от 26.05.2004 года N 671, регистраторами являлись государственные нотариальные конторы, частные нотариусы, которые согласно договорам, заключенным с администратором Реестра, проводят государственную регистрацию сделок, изменений, внесенных в них, сведений о прекращении их действия и т.д.
Из указанного следует, что на момент заключения договора дарения части квартиры между Кокаревой В.Н, ФИО16 и Кокаревым А.В. и Фоминой (до брака Кокаревой) Л.В. ДД.ММ.ГГГГ, закон связывал переход права собственности с государственной регистрацией договора (правочина), а не с государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество.
Договор дарения части квартиры от ДД.ММ.ГГГГ составлен в письменной форме, нотариально удостоверен, нотариусом произведена государственная регистрация договора дарения части квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ч. 4 ст. 334 Гражданского кодекса Украины право собственности на приобретенное по договору дарения части квартиры от ДД.ММ.ГГГГ возникло у Кокарева А.В, Чистобородовой Л.В. с момента государственной регистрации договора, произведенной одновременно с его нотариальным удостоверением, ДД.ММ.ГГГГ года
Однако, истцы не произвели государственную регистрацию именно права собственности в установленном законодательством Украины порядке.
18.03.2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21.03.2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
21.03.2014 года ратифицирован Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено названным Федеральным конституционным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Таким образом, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Согласно п.1 ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с учетом особенностей, установленных статьей 8.
В п. 5 ст. 8 указан упрощенный порядок проведения государственной регистрации права уже зарегистрированного в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В данном пункте указано, что в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Истребование у заявителей таких документов допускается только в случае их отсутствия в названных органах и/или организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.
Поскольку право собственности Кокарева А.В, Чистобородовой Л.В. не было надлежащим образом зарегистрировано до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ у них отсутствует возможность произвести государственную регистрацию в указанном выше порядке.
Пункт 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
По смыслу названной нормы, суд может принять решение о регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от ее регистрации, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателю, по независящим от воли данной стороны причинам.
Судебная коллегия учитывает, что поскольку положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не урегулирован порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае смерти физического лица, являвшегося одной из сторон в сделке, с учетом обстоятельств спора и сложившейся практики подлежат применению по аналогии положения пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность физического лица - продавца недвижимости по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его смерти, хотя обязательства стороны по передаче указанного права исполнены и отсутствуют притязания третьих лиц на спорное имущество.
Таким образом, учитывая, что судом первой инстанции установлен факт исполнения сторонами договора дарения части квартиры от 20.04.2004 года, который был заключен с соблюдением всех существенных условий, заявление о регистрации соглашения не может быть подано сторонами сделки в орган, к компетенции которого относится государственная регистрация договоров по отчуждению объектов недвижимости и перехода права собственности по причине смерти стороны по сделке, судебная коллегия, исходя из положений пункта 2 статьи 8, статьи 131, пункта 2 статьи 223, части 2 статьи 558, части 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку иного способа защиты нарушенного права истцов в данном случае законом не предусмотрено.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на его законность и обоснованность либо опровергали бы выводы суда. Кроме того, в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним лишь формальным основаниям.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений и нормы материального права, которые их регулируют, проанализировав доводы сторон и собранные по делу доказательства, пришел к обоснованным выводам, постановив решение, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не усматривается.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО8 без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.