судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Паниной П.Е,
судей - Егоровой Е.С, Матвиенко Н.О,
при секретаре - Вааповой С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо - ООО "Чистый город", Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории г.Симферополя,
по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Симферополя Республики Крым обратился с иском в суд, в котором просил возложить обязанность на Администрацию г. Симферополя Республики Крым по ликвидации в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу шести несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории г. Симферополя: 1) в 230 метрах западнее ул. Урожайной мкрн. Каменка в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°97"09.88", долгота 34°17"53.30") площадью 350 кв.м.; 2) вблизи ул. Дивлет Гирей в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°89"55.96", долгота 34°07"93.03") площадью 2500 кв.м.; 3) вблизи ул. Петровская Балка,76 в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°94"10.89", долгота 34°11"69.31") площадью 4 000 кв.м.; 4) в 190 метрах северо-восточнее участка N N СНТ "Пенсионер", ул. Ялтинская, в г. Симферополе (географические координаты: широта 44°92"99.8", долгота 34°14"38.1"), площадью 30 кв.м.; 5) в 5 метрах от грунтовой дороги мкрн.Каменка в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°97"13.55", долгота 34°16"84.74") площадью 100 кв.м; 6) на земельном участке, расположенном в 95 метрах юго-западнее ул. Сибирской, 2/17, п. Аэрофлотский в г. Симферополе (географические координаты: широта 45°02"17.05", долгота 34°00"26.27"), площадью 30 кв.м.
В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения требований федерального законодательства в части своевременности выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования г. Симферополь выявлены нарушения в деятельности Администрации г. Симферополя, в то время, как организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также деятельность по организации сбора и утилизации отходов отнесены законом к полномочиям органов местного самоуправления. По результатам проверки выявлено шесть несанкционированных свалок, что подтверждено актами планового (рейдового) осмотра, сведения о наличии таких свалок направлены Министерством экологии и природных ресурсов РК в адрес Администрации г. Симферополя, но меры по ликвидации не были приняты. Непринятие должных мер по ликвидации несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора удовлетворен частично. На Администрацию г. Симферополя, МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем организации и проведения работ по вывозу и ликвидации следующих несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории г. Симферополя: в 230 метрах западнее ул. Урожайной мкрн. Каменка в г. Симферополе (географические координаты: широта 44°97"09.88", долгота 34°17"53.30") площадью 350 кв.м.; вблизи ул. Дивлет Гирей в г. Симферополе (географические координаты: широта 44°89"55.96", долгота 34°07"93.03") площадью 2500 кв.м.; вблизи ул. Петровская Балка,76 в г. Симферополе (географические координаты: широта 44°94"10.89", долгота 34°11"69.31") площадью 4 000 кв.м.; в 5 метрах от грунтовой дороги мкрн. Каменка в г. Симферополе (географические координаты: широта 44°97"13.55", долгота 34°16"84.74") площадью 100 кв.м. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрации города Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно проведенной Прокуратурой г. Симферополя проверке исполнения требований федерального законодательства в части своевременности выявления и ликвидации несанкционированных свалок, отходов на территории муниципального образования городской округ Симферополь выявлены нарушения в деятельности Администрации города Симферополя. Так, согласно проведенным специалистами Управления экологического надзора Центрально - Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов мероприятий по выявления несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории городского округа Симферополь установлены свалки: 1) в 230 метрах западнее ул. Урожайной мкрн. Каменка в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°97"09.88", долгота 34°17"53.30") площадью 350 кв.м.; 2) вблизи ул. Дивлет Гирей в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°89"55.96", долгота 34°07"93.03") площадью 2500 кв.м.; 3) вблизи ул. Петровская Балка,76 в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°94"10.89", долгота 34°11"69.31") площадью 4 000 кв.м.; 4) в 190 метрах северо-восточнее участка N N СНТ "Пенсионер", ул. Ялтинская, в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°92?99.8", долгота 34°14?38.1"), площадью 30 кв.м.; 5) В 5 метрах от грунтовой дороги мкрн.Каменка в г.Симферополе (географические координаты: широта 44°97"13.55", долгота 34°16"84.74") площадью 100 кв.м; 6) На земельном участке, расположенном в 95 метрах юго-западнее ул. Сибирской, 2/17, п. Аэрофлотский в г. Симферополе (географические координаты: широта 45°02"17.05", долгота 34°00"26.27"), площадью 30 кв.м.
Сведения о вышеуказанных несанкционированных свалках отходов неоднократно направлялись Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в Адрес Администрации г. Симферополя, меры по их ликвидации Администрацией г. Симферополя не приняты.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов также закреплены в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статьям 2, 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена обязанность по ликвидации объектов несанкционированного размещения бытовых отходов.
Обязанность организовать сбор, вызов, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Задача органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия по вопросам организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования городской округ г. Симферополь отнесены к функциональным обязанностям ответчика Муниципального унитарного казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым, суд признает несостоятельными.
Наличие указанных несанкционированных свалок не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела судом первой инстанции. Материалы дела содержат муниципальный контракт по ликвидации стихийных свалок на территории муниципального образования городского округа Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений представителя Муниципального унитарного казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым в суде первой инстанции следует, что перечень несанкционированных свалок, подлежащий включению в заявку на вывоз мусора, формируется по поручению Администрации г. Симферополя.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств того, что к моменту вынесения решения судом первой инстанции ответчиком устранены допущенные нарушения в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования, при рассмотрении дела в суде первой инстанции представителем ответчика представлено не было.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Симферополя Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.