Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Лозового С.В.
Судей
Чистяковой Т.И.
Гоцкалюка В.Д.
при секретаре
Садыховой К.С.
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи, действующего в интересах Лысенко К.С, к Администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение,
по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 02 августа 2018 года,
установила:
Заместитель прокурора г.Керчи обратился в суд в интересах Лысенко К.С. с иском к Администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м.
Требования мотивированы тем, что 18 июня 2018 года в прокуратуру г.Керчи поступило заявление от Лысенко К.В. являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении ее права на получение жилья. В ходе проведения проверки установлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации города Керчи. В ходе проверки установлено, что Лысенко К.С. является ребенком, лишенным родительского попечения в связи с тем, что его родители Лысенко Е.Н. и Лысенко С.А. лишены родительских прав на основании решения Керченского городского суда. Решением исполнительного комитета Керченского городского совета от 24 апреля 2012 года N Лысенко К.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г. Керчь. По состоянию на 12 июля 2018 года истцу жилое помещение ответчиком не предоставлено. Согласно информации администрации города Керчи, жилье Лысенко К.С. будет предоставлено в порядке очередности. По состоянию на 27 июня 2018 года внеочередной номер среди детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения ? 27. Однако, требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость либо отсутствие иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список очередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории. Бездействие администрации города Керчи в части непринятия мер к предоставлению Лысенко К.С. благоустроенного жилья нарушает гарантированные ему Конституцией Российской Федерации и иными законами жилищные права и свободы.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 02 августа 2018 года иск заместителя прокурора г.Керчи, действующего в интересах Лысенко К.С. удовлетворен.
Администрация города Керчи Республики Крым обязана предоставить Лысенко К.С, 29 апреля 1994 года рождения, благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное на территории г. Керчи Республики Крым, общей площадью не менее 25 кв. м.
В апелляционной жалобе Администрация города Керчи Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска. Обжалуемое решение считает незаконным и необоснованным. Кроме того считает, что при вынесении решения суд неправильно истолковал нормы закона, а также неправильно применил норму закона, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Лысенко К.С. принес свои возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Прокурор также принес свои возражения, на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений на нее, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Частью 3 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1,9 ст.8 Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателяжилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемыхжилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 8 ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 вышеуказанного закона устанавливает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Отношения, связанные с организацией приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
На основании ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в томчисле по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что решением Керченского городского суда от 22 сентября 2010 ФИО2, ФИО1 лишены родительских прав в отношении сына Лысенко К.С.
Согласно решению Главы г. Керчи N от 29 апреля 2011 года принято решение обеспечить Лысенко К.С. имеющего статус ребенка лишенного родительского попечения, по достижении совершеннолетия вне очереди жилым помещением.
Постановлением Главы Администрации г. Керчи N и от 12 ноября 2015 года Лысенко К.С. снят с очереди квартирного учета как отбывающий наказание.
11 апреля 2018 года постановлением главы Администрации г. Керчи Лысенко К.С. восстановлен в очереди квартирного учета в Списке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лысенко К.С. обращался в администрацию города Керчи Республики Крым с заявлением о восстановлении в очереди Списка детей-сирот и предоставлении жилого помещения, однако в предоставлении жилого помещения ему было отказано, поскольку жилое помещение предоставляется в порядке очередности.
18 июня 2018 года Лысенко К.С. обратился с заявлением в прокуратуру г.Керчи по факту непредоставления администрацией г.Керчи благоустроенного жилого помещения.
В рамках проведения прокурорской проверки, из администрации города Керчи поступил ответ, из которого следует, что на основании личного заявления Лысенко К.С. от 23 февраля 2012 года решением исполнительного комитета Керченского городского совета от 24 апреля 2012 года N Лысенко К.С. принят на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включен во внеочередные списки получения жилья как ребенок, лишенный родительского попечения. В связи с тем, что Лысенко К.С. не являлся гражданином РФ постановлением администрации от 12 ноября 2015 N-п был снят с учета. 27 марта 2018 года Лысенко К.С. восстановлен в Списке. По состоянию на 4 мая 2018 года общая очередь - N, очередность по спискам детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения - N. Жилыми помещениями данная категория граждан обеспечивается за счет средств федерального бюджета по целевым программам. В г. Керчи строительство социального жилья не осуществляется, свободных жилых помещений, отвечающих требованиям Закона 46-ЗРК нет.
Из сообщения Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" от 25 июня 2018 года установлено, что специалистом учреждения проведено обследование жилищно-бытовых условий Лысенко К.С. проживающего по адресу: "адрес" Проживает внебольшой времянки с разрешения собственника домовладения, помещение состоит из двух комнат и не является жилым, не приспособлено для проживания в зимнее время, отопления нет. Комнаты оборудованы элементарными предметами быта. Водопровод суд, туалет во дворе.
Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика сослался на отсутствие финансирования, однако суд не может согласиться с данной позицией, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на муниципальное образование. Реализация же этой обязанности, связанная с взаимоотношениями муниципального образования и органами власти субъекта Российской Федерации, в том числе, по поводу финансирования, на объем прав истца не влияет, поскольку права детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также лиц из их числа, не ставятся законом в зависимость от наличия соответствующего финансирования, а также от выполнения взаимных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 21 марта 2012 года N 509-0-0, от 25 февраля 2013 года N 192-0).
На основании изложенного, с учетом норм действующего законодательства, Лысенко К.С. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Относительно доводов представителя ответчика о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым, суд первой инстанции правомерно относится критически, поскольку обязанность по обеспечению Лысенко К.С. жилым помещением возложена исключительно на Администрацию г.Керчи Республики Крым, которой переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в данной местности.
Что касается доводов ответчика о том, что обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на Министерство образования, науки и молодежи, в связи с чем, они несут ответственность в данном случае, не могут заслуживать внимание.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям- сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Соглашение о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования на обеспечение Лысенко К.С. жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджета Республики бюджету муниципального образования не подавалась. В действиях Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым отсутствуют распорядительные функции, указывающие на отказ в перечислении согласованной субвенции.
На основании изложенного суд первой инстанции приходит к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С такими выводами суда первой инстанции не может не согласиться судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выделяемых денежных средств крайне недостаточно для обспечения жилыми помещениями граждан данной категории (дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения) не могут быть приняты судебной коллегией поскольку, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 02 августа 2018 года - оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья Лозовой С.В.
Судьи Чистякова Т.И.
Гоцкалюк В.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.