Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткачевой Галины Владимировны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо администрация Сакского района Республики Крым о признании не соответствующим оставление заявления без рассмотрения и обязании рассмотреть заявление,
по апелляционной жалобе Ткачевой Галины Владимировны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 19 апреля 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения административного истца Ткачевой Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Ткачева Г.В. обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с иском о признании не соответствующим нормативным правовым актам и отмене пунктов распоряжений, о признании не соответствующим нормативным правовым актам оставления заявления без рассмотрения и обязаннии рассмотреть заявление.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Сакской районной государственной администрации от 30 мая 2006 года N 415-р истцу дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в частную собственность площадью 0,0559 га пашни для ведения садоводства на территории Ореховского сельского совета Сакского района из земель запаса, расположенных северо-восточнее пгт. Новофёдоровка Сакского района. Впоследствии, распоряжением Сакской районной государственной администрации от 2 октября 2008 года N 1325-р в вышеуказанное распоряжение N 415-р от 30 мая 2006 года были внесены изменения, содержание которых касается продления срока действия основного распоряжения до 1 октября 2009 года. Распоряжением Сакской районной государственной администрации N 1328-р от 25 августа 2009 года внесены изменения с продлением срока действия распоряжения до 1 сентября 2010 года. Распоряжением Сакской районной государственной администрации от 7 июня 2011 года N 564-р в распоряжение N 415-р от 30 мая 2006 года внесены изменения в части площади земельного участка с 0,0559 га на 0,0497 га. Административный истец не успела закончить процедуру оформления земельного участка в собственность. Обратившись в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением на дооформление права собственности на земельный участок, Ткачева Г.В. получила ответ, согласно которому её заявление возвращено без рассмотрения, так как представленное распоряжение от 30 мая 2006 года N 415-р не действующее. Не согласившись с указанным отказом, Ткачева Г.В. обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просила:
- признать не соответствующими нормативным правовым актам пункт 3 Распоряжения Сакской районной государственной администрации N 415-р от 30 мая 2006 года о сроке действия распоряжения до 1 сентября 2007 года, пункт 1 распоряжения Сакской районной государственной администрации N 1325-р от 2 октября 2008 года о сроке действия распоряжения до 1 октября 2009 года, пункт 1.2 распоряжения Сакской районной государственной администрации N 1328-р от 25 августа 2009 года о сроке действия распоряжения до 1 сентября 2010 года;
- признать не соответствующими нормативным правовым актам оставление Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым без рассмотрения заявления Ткачевой Г.В. от 11 января 2018 года N 24/03-12 о предоставлении земельного участка;
- обязании Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть заявление истца в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
В ходе рассмотрения указанного дела истцом было заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части требований об оспаривании пунктов распоряжений Сакской районной государственной администрации от 2006 года, 2008 года и 2009 года.
Определением суда от 19 апреля 2018 года производство по делу в части исковых требований о признании не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы, а также создающими препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов административного истца пункта 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации N 415-р от 30 мая 2006 года о сроке действия распоряжения до 1 сентября 2007 года, пункта 1 распоряжения Сакской районной государственной администрации N 1325-р от 2 октября 2008 года о сроке действия распоряжения до 1 октября 2009 года, пункта 1.2 распоряжения Сакской районной государственной администрации N 1328-р от 25 августа 2009 года о сроке действия распоряжения до 1 сентября 2010 года - прекращено. Определение суда не обжаловано.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 19 апреля 2018 года в удовлетворении искового заявления о признании не соответствующим оставление заявления без рассмотрения и обязании рассмотреть заявление отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Ткачевой Г.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании административный истец Ткачева Г.В. доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что распоряжением Сакской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым от 30 мая 2006 года N 415-р "О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в частную собственность гражданам Украины для ведения садоводства на территории Ореховского сельского совета Сакского района" гражданам Украины, в том числе Ткачевой Г.В. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в частную собственность из земель запаса, расположенных северо-восточнее пгт. Новофёдоровка на территории Ореховского сельского совета "адрес", для ведения индивидуального садоводства. В пункте 3, указанного распоряжения указано, что оно действительно до 1 сентября 2007 года.
Впоследствии срок продлевался до 1 сентября 2010 года.
Из заявления от 11 января 2018 года Ткачевой Г.В. следует, что она обратилась в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым с просьбой предоставить ей в собственность земельный участок, приложив к указанному заявлению документы, в том числе копия решения Сакского районного суда Республики Крым от 26 декабря 2016 года, которым признан незаконным пункт 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 30 мая 2006 года N 415-р.
Судом первой инстанции установлено, что в обжалуемом ответе административный ответчик оставил заявление административного истца без рассмотрения, указав, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 (далее по тексту-Порядок) к заявлению о предоставлении земельного участка, наряду с прочими документами, прилагается копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформление прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ. Но, так как поданное административным истцом распоряжение Сакской районной государственной администрации в АР Крым не является действующим, административный ответчик не принял его в качестве основания для завершения оформления прав на земельный участок и, основываясь на положения пункта 8 Порядка, оставил заявление административного истца без рассмотрения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что административный ответчик в соответствии с пунктом 8 Порядка правомерно оставил без рассмотрения заявление истца.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), в статье 1 которого установлено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии со статьёй 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
На момент принятия Сакской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым распоряжения от 30 мая 2006 года N 415-р вопрос о выдаче разрешения на составление проекта землеустройства участков бесплатно в собственность для ведения индивидуального садоводства регулировался законодательством Украины.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Украины "О местных государственных администрациях" (в редакции от 01.01.2008 года) к ведению местных государственных администраций в пределах и формах, определённых Конституцией и законами Украины, относится управление имуществом, приватизации и предпринимательства.
Частью 1 статьи 17 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения органом местного самоуправления) было предусмотрено, что к полномочиям местных государственных администраций в области земельных отношений относится: распоряжение землями государственной собственности в пределах, определённых этим Кодексом и решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Согласно статье 116 Земельного кодекса Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путём передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно части 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины (граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (Приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрации или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также выводы конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность даёт разрешение на разработку проекта его отвода (пункт 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины).
В дальнейшем, 16 сентября 2008 года был принят Закон Украины N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому были изменены положения статьи 118 Земельного кодекса Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений статьи 151 Земельного кодекса Украины, а также изложена в новой редакции статья 151 ЗК Украины, в части 11 которой был установлен срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка.
В пункте 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" было указано, что принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.
Статьёй 123 Земельного кодекса Украины было установлено, что предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование осуществляется на основании решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Решение указанных органов принимается на основании проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае: изменения целевого назначения; предоставления в пользование земельных участков, границы которых не установлены в натуре (на местности).
Предоставление в пользование земельного участка, границы которого не установлены в натуре (на местности), без изменения его целевого назначения, осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно составления документа, удостоверяющего право пользования земельным участком.
Правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землёй того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление технической документации по землеустройству выступало выражением воли собственника при отчуждении участка.
Их вышеизложенного следует, что право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, предоставлено на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
При этом, административный истец, согласно материалов дела, достоверно зная о сроке действия решения, которым ему было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка в собственность, с заявлением об утверждении проекта отвода в установленный срок в орган местного самоуправления не обращался,. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих Ткачевой Г.В. реализовать решение в установленный срок суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона.
В связи с чем, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции основанным на тех нормах закона, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией в ходе апелляционного производства по делу таких обстоятельств не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 19 апреля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткачевой Галины Владимировны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.