Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елисеева Сергея Федоровича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту отдела регистрации прав на объекты недвижимости Керченского городского управления - государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Голубу Анатолию Геннадиевичу, заинтересованные лица Покрышко Михаил Николаевич, Елисеева Татьяна Васильевна, о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности по рассмотрению повторно заявления,
по апелляционной жалобе государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Голуба Анатолия Геннадиевича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 1 августа 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения представителя административного истца Шаблакова Д.С, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Елисеев С.Ф. обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности по рассмотрению повторно заявления.
Исковые требования мотивированы тем, что истец 17 января 2018 года обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом, приобретённый истцом совместно с супругой Елисеевой Т.В. на основании договора купли-продажи от 19 марта 2014 года, расположенный по адресу: "адрес". 25 апреля 2018 года ответчиком вынесено сообщение N 90/007/100/2018-704 об отказе в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности. Основанием для отказа послужило непредоставление истцом документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, указание на ответ Филиала ГУП РК "Крым БТИ", согласно которого сведения об указанном объекте недвижимости в архиве бюро технической инвентаризации г..Керчи отсутствуют. Полагает, что отказ государственного регистратора не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы истца, поскольку вынесен с нарушением норм действующего законодательства. Указывает, что в предоставленном на государственную регистрацию договоре купли-продажи от 19 марта 2014 года сведения об указанном ранее свидетельстве о регистрации права от 18 марта 1999 года имеются. Оригинал указанного свидетельства хранится у нотариуса.
Поданный на государственную регистрацию договор купли-продажи соответствует требованиям действовавшего на тот момент законодательства, никем не оспорен и не отменён, в том числе и ответчиком. 19 марта 2014 года право собственности не было зарегистрировано по причине отсутствия физического доступа к регистрационной базе государственного реестра прав Украины. В связи с чем, просит суд признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, оформленного сообщением N 90/007/100/2018-704 от 25 апреля 2018 года. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 1 августа 2018 года исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ N 90/007/100/2018-704 от 25 апреля 2018 года в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: жилой "адрес" Крым, кадастровый N, и на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Елисеева С.Ф. о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Не согласившись с решением суда, государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Елисеева С.Ф. отказать в полном объёме. Указывает, что государственная регистрация ранее возникшего права невозможна, поскольку ни продавцом - Покрышко М.Н, ни истцом не были представлены правоустанавливающие документы на заявленный к регистрации объект недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Шаблаков Д.С. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания действий (бездействия), решений органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Предметом оспаривания является отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 25 апреля 2018 года N 90/007/100/2018-704 в государственной регистрации перехода прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ) в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав установлены статьёй 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
В частности, осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (п. 44 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, регистрирующий орган в рамках проведённой правовой экспертизы представленных заявителем документов по заключенному договору купли-продажи, сторонами по которому являются Покрышко М.Н. (продавец), Елисеев С.Ф, Елисеева Т.В. (покупатели), предметом - жилой дом с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Правды, д. 1, установилобстоятельства, препятствующие осуществлению заявленной регистрации, поскольку отсутствовали сведения (документы), подтверждающие право собственности продавца Покрышко М.Н. Кроме того, ответчик указал что в архиве бюро технической инвентаризации отсутствует дело на объекты недвижимого имущества, расположенные по указанному адресу.
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от 26 января 2018 года Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Голубом А.Г. по вышеуказанному заявлению государственная регистрация была приостановлена до 25 апреля 2018 года для принятия мер по устранению причин, препятствующих государственной регистрации.
При этом в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, направленном Покрышко М.Н, регистрирующий орган указал, что в случае, если до окончания срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации перехода права собственности, то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации.
В связи с тем, что не были устранены причины, препятствующие приостановлению, ввиду отсутствия сведений о зарегистрированном праве Покрышко М.Н, регистрирующий орган принял решение от 25 апреля 2018 года N 90/007/100/2018-704 об отказе в осуществлении заявленных регистрационных действий.
Согласно материалов дела, 19 марта 2014 года между продавцом Покрышко М.Н. и покупателями Елисеевым С.Ф, Елисеевой Т.В. заключён договор купли-продажи жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес".
Согласно пункту 1.2 указанного договора право собственности за продавцом подтверждается свидетельством о праве на жильё от 18 марта 1999 года, без номера, выданного Керченским бюро технической инвентаризации N 241-р от 18 марта 1999 года. Договор купли-продажи удостоверен частным нотариусом ФИО1
По сведениям филиала ТУП РК "Крым БТИ" от 28 июня 2018 года установлено, что в архиве филиала отсутствует инвентарное дело на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно копии реестрового дела заявлением на государственную регистрацию была предоставлена нотариально заверенная копия свидетельства о праве на жильё от 18 марта 1999 года, в которой имеется отметка о регистрации Керченским бюро технической инвентаризации.
На основании определения Керченского городского суда Республики Крым от 5 июля 2018 года, в адрес суда нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым ФИО2 предоставлен оригинал свидетельства о праве собственности на жилой "адрес" в "адрес" от 18 марта 1999 года, собственником которого является Покрышко М.Н, на обороте которого имеется отметка Керченского Бюро технической инвентаризации, реестровый N. Имеется подпись руководителя БТИ. Также имеется штамп и печать о регистрации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что стороной ответчиков не предоставлено доказательств того, что представленные сторонами по договору купли-продажи документы для регистрации права собственности, перехода права собственности не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в порядке, который, среди прочего, включает правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Положениями статьи 12 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их деятельности и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 данного Федерального закона, а также если иное не вытекает из самих документов и существа отношений.
В соответствии со статьёй 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), в пункте 1 статьи 2 которого закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 264 от 11 августа 2014 года утверждён перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, к которым относятся, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации; регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества; решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
Статьёй 4 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" устанавливает обязательную государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество.
Порядок проведения государственной регистрации вещных прав установлен в статье 17 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", в которой указано, что процедура регистрации завершается выдачей документа, подтверждающего зарегистрированное право.
Порядок проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество был определён Временным положением о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, которое было утверждено приказом Министерства юстиции Украины N 7/5 от 7 февраля 2002 года.
Согласно пункту 1.4 Временного положения о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, которое было утверждено приказом Министерства юстиции Украины N 7/5 от 7 февраля 2002 года, государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество представляла собой внесение записи в Реестр прав собственности на недвижимое имущество в связи с возникновением, существованием или прекращением права собственности на недвижимое имущество, которая осуществлялась БТИ по месту нахождения объектов недвижимости на основании заявления лица, обратившегося в БТИ.
Как усматривается из договора купли-продажи от 19 марта 2014 года продавцу Покрышко М.Н. на основании свидетельства о праве собственности на жильё от 18 марта 1999 года без номера выданный Керченским горисполкомом на основании решения (приказа) N 241-р от 18 марта 1999 года, принадлежит "адрес", расположенный по "адрес" в "адрес" Республики Крым. Право собственности зарегистрировано за продавцом арендным предприятием "Керченское бюро технической инвентаризации" 18 марта 1999 года в реестровой книге за N, указанные сведения заверены нотариусом Керченского городского нотариального округа Автономной Республики Крым ФИО1 Названный договор зарегистрирован согласно статье 31 Закона Украины "О нотариате" в реестре за N.
Кроме того, в материалах учётного дела государственного комитета по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым содержатся копии указанных документов, а именно: договор-купли продажи от 19 марта 2014 года, свидетельства о праве собственности на жильё от 18 марта 1999 года, справка о регистрационной записи о зарегистрированном в Керченском бюро технической инвентаризации праве частной собственности на жилой "адрес", в "адрес" на основании свидетельства о праве собственности под N, что свидетельствует, о том, что продавцом Покрышко М.Н. согласно законодательству, действовавшему на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности на объект недвижимости.
С учётом изложенного судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции, поскольку сведения (документы), представленные на государственную регистрацию перехода права собственности с достоверностью подтверждают право собственности продавца.
Административное исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в полном объёме, действиям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, вынесшим решение об отказе в осуществлении государственной регистрации, дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.
При этом судебная коллегия считает неверными выводы суда об отсутствии у Голуба А.Г. полномочий по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, поскольку опровергаются представленной апеллянтом копией приказа N 1299-к от 23 октября 2017 года, в соответствии с которым Голуб А.Г. назначен государственным регистратором с 23 октября 2017 года.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 1 августа 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Голуба Анатолия Геннадиевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.