Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сокор Александра Максимовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалистам Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Катрущенко Алине Вячеславовне, Семенову Роману Александровичу, государственным регистраторам Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кучерявых Марине Александровне, Талипову Арсену Руждиевичу о признании решений об отказе в осуществлении кадастрового учёта и регистрации незаконными, понуждении совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 июля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения административного истца Сокор А.М, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила
административный истец Сокор А.М. обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просил признать незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заключающиеся в отказе в осуществлении кадастрового учёта и регистрации права собственности на три объекта недвижимого имущества:
1) здание с назначением - жилое строение на земельном участке с разрешённым использованием - ведение садоводства по адресу: "адрес", земельный участок N; решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 31 августа 2017 года N 90/01/2017-117844; сообщение об отказе в государственной регистрации от 7 сентября 2017 года N 90/015/001/2017-4308.
2) здание с назначением - жилое строение на земельном участке с разрешённым использованием - ведение садоводства по адресу: "адрес"; решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 31 августа 2017 года N 90/01/2017-117935; сообщение об отказе в государственной регистрации от 5 сентября 2017 года N 90/015/001/2017-4310.
3) здание с назначением - жилое строение на земельном участке с разрешённым использованием - ведение садоводства по адресу: "адрес" земельный участок N; решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 31 августа 2017 года N 90/01/2017-117833; сообщение об отказе в государственной регистрации от 7 сентября 2017 года N 90/015/001/2017-4307.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть вопрос об осуществлении кадастрового учёта и регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец с 24 июля 2008 года является собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес"", земельные участки N, N, N, целевое назначение земельных участков - "для ведения садоводства". Впоследствии Сокор А.М. возвёл на указанных земельных участках жилые строения, в связи с чем он обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке указанных строений на кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества, указав их как жилые дома, в границах указанных земельных участков, представив декларации по установленной форме и технические планы, указав в пункте 1.8 декларации наименование объекта недвижимости "жилой дом". 31 мая 2017 года административным ответчиком принято решение о приостановлении регистрации объектов с указанием на невозможность регистрации в упрощённом порядке права собственности на жилые дома в границах садовых земельных участков, административному истцу предоставлен срок для устранения недостатков до 31 августа 2018 года. В связи с не устранением административным истцом причин, послуживших основаниями для приостановления государственного кадастрового учёта, государственным регистратором 31 августа 2017 года принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта, а 5 и 7 сентября 2017 года сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - жилые дома.
Истец считает отказы административного ответчика в постановке на кадастровый учёт и отказы в государственной регистрации права на жилые строения, возведённые на садовых земельных участках незаконными, так как законом предусмотрена регистрация права на жилые строения, возведённые на садовых участках, и поэтому на основании статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пункт 1 статьи 131, пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, регистрация права собственности должна производиться в упрощённом порядке, в том числе и на жилое строение, независимо от вида разрешённого использования земельного участка.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 июля 2018 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными решения специалиста Катрущенко А.В. N 90/01/2017-117833, N 90/01/2017-117844 от 31 августа 2017 года об отказе в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, решение специалиста Семенова Р.А. N 90/01/2017-117935 от 31 августа 2017 года об отказе в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кучерявых М.А. N 90/015/001/2017-4307, N 90/015/001/2017-4308 от 7 сентября 2017 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Талипова А.Р. N 90/015/001/2017-4310 от 5 сентября 2017 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сокор А.М. об осуществлении кадастрового учёта и регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Евпаторийского городского суда от 19 июля 2018 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного иска Сокор А.М. отказать.
В судебном заседании Сокор А.М. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административных ответчиков, извещённых надлежащим образом.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделённого государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ у заявителя не допускается истребование дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 приведённого закона предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В силу подпунктов 5, 7 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьёй 27 указанного закона предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретённый им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учёт).
В соответствии со статьёй 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые определяются и изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведений, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с пунктами 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости в качестве дополнительных вносятся сведения, в том числе, о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются в том числе по заявлению кадастрового инженера.
Из материалов дела усматривается, что на основании государственного акта серии ЯЖ N Сокор А.М. является собственником земельного участка N площадью 0,1200 га, расположенного по адресу: "адрес", целевое назначение земельного участка - "для ведения садоводства".
На основании государственного акта серии ЯЖ N Сокор А.М. является собственником земельного участка N площадью 0,1200 га, расположенного по адресу: "адрес", целевое назначение земельного участка - "для ведения садоводства".
На основании государственного акта серии ЯЖ N ФИО1 является собственником земельного участка N площадью 0,1200 га, расположенного по адресу: "адрес"", целевое назначение земельного участка - "для ведения садоводства".
Впоследствии Сокор А.М. возвёл на указанных земельных участках строения.
25 мая 2017 года Сокор А.М. обратился к административному ответчику с заявлениями о постановке строения площадью 44,0 кв.м. на кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке N; о постановке строения площадью 47,4 кв.м. на кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке N; о постановке строения площадью 69,6 кв.м. на кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке N. Указал их как жилые дома, в границах земельных участков, предоставив декларации по установленной форме и технические планы, указав в пункте 1.8 деклараций наименование объекта недвижимости "жилой дом".
31 мая 2017 года государственным регистратором Талиповым А.Р. приняты решения:
- N 90/01/2017-73135 о приостановлении регистрации объекта недвижимого имущества, документы на который были предоставлены с заявлением N 91-0-1-21/3001/2017-1910, площадью 44,0 кв.м, расположенного на земельном участке N 652/653/654;
- N 90/01/2017-73137 о приостановлении регистрации объекта недвижимого имущества, документы на который были предоставлены с заявлением N 91-0-1-21/3001/2017-1911, площадью 47,4 кв.м, расположенного на земельном участке N 87/88/89, с указанием на невозможность регистрации в упрощённом порядке права собственности на жилые дома в границах садовых земельных участков;
- N 90/01/2017-73105 о приостановлении регистрации объекта недвижимого имущества, документы на который были предоставлены с заявлением N 91-0-1-21/3001/2017-1912, площадью 69,6 кв.м, расположенного на земельном участке N 87/88/89, с указанием на невозможность регистрации в упрощённом порядке права собственности на жилые дома в границах садовых земельных участков,
Сокор А.М. предоставлен срок для устранения недостатков, указанных в перечисленных решениях до 31 августа 2018 года, а именно для предоставления в орган кадастрового учёта технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке".
07 июля и 08 июля 2017 года в адрес административного ответчика Сокор А.М. были предоставлены дополнительные документы, по результатам проверки которых 10 июля 2017 года, государственным регистратором принято решение N 90/01/2017-91889 о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, в связи с тем, что причины, послужившие основанием для принятия решения N 90/01/2017-73135 о приостановлении осуществления кадастрового учёта не устранены.
10 июля 2017 года, государственным регистратором Талиповым А.Р. принято решение N 90/01/2017-91886 о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке N, в связи с тем, что причины, послужившие основанием для принятия решения N 90/01/2017-73137 о приостановлении осуществления кадастрового учёта не устранены.
24 июля 2017 года, государственным регистратором Талиповым А.Р. принято решение N 90/01/2017-99082 о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке N, в связи с тем, что причины, послужившие основанием для принятия решения N 90/01/2017-73105 о приостановлении осуществления кадастрового учёта не устранены.
14 августа 2017 года Сокор А.М. были дополнительно предоставлены документы, по результатам проверки которых 14 августа, 22 августа, 23 августа 2017 года, государственным регистратором Талиповым А.Р. приняты решения:
- N 90/01/2017-109418 о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке N, в связи с тем, что причины, послужившие основанием для принятия решения N 90/01/2017-73105 о приостановлении осуществления кадастрового учёта не устранены;
- N 90/01/2017-114294 о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимого имущества расположенного на земельном участке N, в связи с тем, что причины, послужившие основанием для принятия решения N 90/01/2017-73137 о приостановлении осуществления кадастрового учёта не устранены;
- N 90/01/2017-114286 о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке N, в связи с тем, что причины, послужившие основанием для принятия решения N 90/01/2017-73135 о приостановлении осуществления кадастрового учёта не устранены.
Решения о приостановлении мотивированы тем, что содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно: не соответствуют требованиям к подготовке технического плана, состава содержащихся в нём сведений, а также содержание декларации об объекте недвижимости не соответствует требованиям к её подготовке, составе содержащихся в ней сведений, утверждённым Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 953, а именно: неверно заполнен элемент "Характеристики объекта недвижимости" (назначение здания) технического плана.
В соответствии с пунктом 43 требований N 953 в графе "3" строки "8" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указывается назначение здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса. В отношении здания указывается назначение - "жилое", "нежилое", "многоквартирный дом", "жилое строение".
Согласно представленных заявителем технических планов в разделе "Характеристики здания" с графе "3" строки "8" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указывается назначение здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса. В отношении здания указывается назначение - "нежилое", "жилое", "многоквартирный дом", "жилое строение". Таким образом, "жилое строение" не может быть наименованием, так как "жилое строение" является назначением здания.
31 августа 2017 года специалистом Катрущенко А.В. приняты решения:
- N90/01/2017-117833 об отказе в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, документы на который были предоставлены с заявлением N 91-0-1-21/3001/2017-1910, площадью 44,0 кв.м, расположенного на земельном участке N, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта, и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении;
- N 90/01/2017-117844 об отказе в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, документы на который были предоставлены с заявлением N 91-0-1-21/3001/2017-1911, площадью 47,4 кв.м, расположенного на земельном участке N, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта, и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении;
31 августа 2017 года специалистом Семеновым Р.А. принято решение N 90/01/2017-117935 об отказе в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимого имущества, документы на который были предоставлены с заявлением N 91-0-1-21/3001/2017-1912, площадью 69,6 кв.м, расположенного на земельном участке N, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта, и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
07 сентября 2017 года государственным регистратором Кучерявых М.А. приняты решения:
- N 90/015/001/2017-4307 об отказе Сокор А.М. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом, площадью 44,0 кв.м, расположенный на земельном участке N;
- N 90/015/001/2017-4308 об отказе Сокор А.М. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом, площадью 47,4 кв.м, расположенный на земельном участке N.
05 сентября 2017 года государственным регистратором Талиповым А.Р. принято решение N 90/015/001/2017-4310 об отказе Сокор А.М. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом, площадью 69,6 кв.м.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на садовом земельном участке допускается возведение исключительно жилых строений и хозяйственных строений и сооружений, на дачном земельном участке - жилых строений или жилых домов.
В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство не требуется при строительстве любых построек на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости в отношении зданий в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) указываются сведения о назначении здания: нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
Согласно части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или в отношении созданного объекта недвижимости - правообладателем земельного участка.
Требованиями к подготовке технического плана и составом содержащихся в нём сведений, требованиями к подготовке декларации об объекте недвижимости и составом содержащихся в ней сведений, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953, также установлено, что в случае подготовки указанных документов в отношении зданий предусмотрено указание одного из видов назначения здания: "нежилое", "жилое", "многоквартирный дом", "жилое строение".
Таким образом, законодательство, в том числе в сфере государственного кадастрового учёта объектов недвижимости, не содержит запрета на осуществление государственного кадастрового учёта зданий с назначением "жилое строение", расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения садоводства или дачного хозяйства.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что основания для отказа в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав отсутствовали, поскольку основания для приостановления основаны на неверном толковании правовых норм, возможность кадастрового учёта и регистрации прав на здание с назначением "жилое строение" прямо предусмотрена пунктом 9 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильным выводам о том, что оспариваемые решения регистрирующего органа об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав являются незаконными, как постановленные с нарушением действующего законодательства и нарушающими права заявителя.
Административное исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в полном объёме, действиям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, вынесшим решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права, дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 июля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.