Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Алушты Республики Крым, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г. Алушта Республики Крым о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к проведению конкурса по отбору управляющей компании,
по апелляционной жалобе администрации г. Алушта Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 1 августа 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, прокурора прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Алушты Республики Крым, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ Алушта в части непредпринятых мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"Б; "адрес", "адрес", ул. "адрес"А; "адрес", "адрес", ул. "адрес"А.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Алушты Республики Крым проведена проверка соблюдения администрацией г. Алушты Республики Крым требований жилищного законодательства в части обеспечения безопасных условий проживания граждан. В ходе проверки установлено, что в 8 многоквартирных домах, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"Б; "адрес", "адрес", ул. "адрес"А; "адрес", "адрес", ул. "адрес"А, способ управления многоквартирными домами не выбран собственниками жилых помещений. В нарушение требований части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией г. Алушты Республики Крым не проведён открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В связи с чем прокуратурой г. Алушты в адрес администрации г. Алушты Республики Крым 28 февраля 2018 года вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления администрацией г. Алушты Республики Крым сообщено, что в полном объёме нарушения требований жилищного законодательства не устранены, способ управления домами не выбран, планируется проведение открытого конкурса отбора управляющей организации до 1 октября 2018 года. Таким образом, в нарушение требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией г. Алушты Республики Крым до настоящего времени открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым не проведён.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 1 августа 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрацией г. Алушта Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что администрацией г. Алушта Республики Крым предпринимаются меры к проведению конкурса, однако данная работа ведётся не вполне активно, в связи с отсутствием соответствующих квалифицированных сотрудников, а также в связи со слабой гражданской позицией и не желанием жильцов домов заключать договоры с управляющими компаниями. При этом администрация г. Алушта Республики Крым не вправе обязать жильцов заключать договоры с какими-либо организациями. Кроме того указывает, что круг лиц, в защиту которых обратился прокурор индивидуализирован, поскольку прокурор выступает в защиту интересов определённого круга лиц - жильцов домов по вышеуказанным адресам.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, который просил решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой "адрес" Республики Крым в ходе проведённой проверки соблюдения жилищного законодательства в части проведения процедуры выбора способа управления многоквартирными домами выявлены нарушения в деятельности администрации "адрес" Республики Крым, а именно в 8 многоквартирных домах расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"Б; "адрес", с. Н. Кутузовка, ул. "адрес"А; "адрес", пгт. Партенит, ул. "адрес"А не выбран способ управления многоквартирными домами собственниками жилых помещений на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, не проведён открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерацией.
В целях устранения выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой г. Алушты Республики Крым в адрес главы администрации г. Алушта Республики Крым внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
В адрес прокуратуры г. Алушта Республики Крым по результатам рассмотрения представления прокурора направлен ответ от 3 апреля 2018 года, в котором сообщено что по состоянию на 30 марта 2018 года специалистами управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алушта разрабатывается конкурсная документация, с целью приведения её в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 для размещения на сайте www.torgi.gov.ru извещения о проведении администрацией г. Алушты открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами на территории муниципального образования городской округ Алушта планируется провести до 1 октября 2018 года.
Принимая во внимание то обстоятельство, что до настоящего времени в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"Б; "адрес", "адрес", ул. "адрес"А; "адрес", "адрес". "адрес"А не провёден открытый конкурс по выбору управляющей организации, и работа по проведению такого конкурса не проводилась, что представителем ответчика не оспаривалось, суд первой инстанции с учётом положений части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" Республики Крым.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установлены на основании собранных по делу доказательств и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Под защитой неопределённого круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется.
Поскольку потенциальной управляющей организацией по управлению многоквартирным домом и жильцами указанных выше 8 многоквартирных домов может быть любое лицо, указанное административное исковое заявление подано в защиту прав неопределённого круга лиц на обеспечение безопасных условий проживания граждан.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Частями 4, 4.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведённого в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трёх дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Порядком проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75.
Пунктом 3 данного Порядка установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Как установлено, в нарушение вышеуказанных положений, администрацией города Алушты не предпринято мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"Б; "адрес", "адрес", ул. "адрес"А; "адрес", пгт. "адрес". "адрес"А.
Бремя доказывания принятия таких мер и наличия уважительных причин неисполнения обязанности в установленный законом срок возлагается на административного ответчика.
Довод апелляционной жалобы относительно определённости круга лиц, в интересах которых обратился прокурор с исковым заявлением судебная коллегия находит несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокурор обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в защиту основных принципов жилищного и градостроительного законодательства, в целях недопущения угрозы жизни и здоровью граждан, создание проживающим в многоквартирном доме благоприятных условий проживания. Круг этих лиц является неопределённым, поскольку собственники дома и лица, проживающие в нём, меняются с течением времени.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что администрацией г. Алушты Республики Крым принимались такие конкретные меры по указанным в исковом заявлении многоквартирным домам в удовлетворённой решением суда части, суду первой инстанции, как и апелляционной, не представлены.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 1 августа 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Алушта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.