Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Мызниковой Н.В, Рачиной К.А,
при секретаре Решетовой К.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В,
дело по апелляционной жалобе Хрущева С.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Хрущева С.В. к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы о признании решения об отказе в установлении единовременной денежной выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа незаконным и обязании назначить такую выплату- отказать",
УСТАНОВИЛА:
Хрущев С.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее- УСЗН ЮВАО г..Москвы), в котором просил признать за ***, *** г..р. право на однократное получение единовременной денежной выплаты детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях и при поступлении в учреждения начального среднего или высшего профессионального образования или трудоустройства и обязать ответчика установить и выплатить *** соответствующую единовременную денежную выплату,- ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что постановлением Главы администрации *** муниципального района от 16.02.2010 г..N *** Хрущев С.В. назначен опекуном над несовершеннолетней ***, *** г..р, которая относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать-*** А.Ю. решением *** районного суда *** области от 25.09.2009 г, вступившим в законную силу 06.10.2009 г, лишена родительских прав в отношении дочери, а сведения об отце в свидетельстве о рождении *** внесены на основании заявления матери. Постановлением руководителя Муниципалитета внутригородского муниципального образования *** г..Москвы от 19.03.2010 г..N ****** поставлена на учет в уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства муниципалитета *** г..Москвы с определением ее места жительства по адресу регистрации и проживания опекуна: г..***.
На обращения Хрущева С.В. по вопросу назначения *** единовременной выплаты по окончании обучения в государственной общеобразовательной организации города Москвы и поступлении в организациювысшего профессионального образования, предусмотренной ч.14 ст. 8 Закона г..Москвы от 30.11.2005 г..N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", письмами начальника отдела социальной защиты населения района *** ЮВАО г..Москвы от 20.12.2017 г..и Департамента труда и социальной защиты населения г..Москвы от 11.01.2018 г..отказано со ссылкой на отсутствие у подопечной *** постоянной регистрации по месту жительства в г..Москве, что истец полагает не основанным на положениях действующего законодательства.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала; представитель третьего лица - Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец Хрущев С.В.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Хрущева С.В. и его представителя по заявлению в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Николаева А.А, возражения представителя ответчика по доверенности Писакиной О.В, третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Купряшкиной С.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Главы администрации *** муниципального района от 16.02.2010 г. N *** Хрущев С.В. назначен опекуном над несовершеннолетней ***, *** г.р. В этом постановлении указано также о направлении личного дела несовершеннолетней *** по адресу регистрации и проживания опекуна в отдел опеки и попечительства муниципалитета *** в городе Москве.
Несовершеннолетняя *** относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением *** районного суда *** области от 25.09.2009 г, вступившим в законную силу 06.10.2009 г, ее мать-*** А.Ю. лишена родительских прав в отношении дочери, сведения об отце в свидетельстве о рождении *** внесены на основании заявления матери.
Муниципалитет внутригородского муниципального образования *** г. Москвы рассмотрев заявление Хрущева С.В, зарегистрированного по адресу: г. ***, принял постановление N *** от 19.03.2010 г, которым несовершеннолетняя подопечная *** поставлена на учет в уполномоченном органе в сфере опеки, попечительства и патронажа Муниципалитета внутригородского муниципального образования *** г. Москвы по месту жительства опекуна с разрешением регистрации *** по месту пребывания по адресу: г. ***. Этим же постановлением назначены денежные средства на содержание подопечной ***.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 16.08.2016 г, выданному отделением УФМС России по г. Москве по району ***, *** с 12.04.2010 г. по 25.03.2020 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. ***, то есть по месту регистрации опекуна Хрущева С.В.
Из справки УСЗН ЮВАО г. Москвы от 09.10.2017 г. N *** следует, что ***, проживающая по адресу: г. *** относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются дополнительные социальные гарантии, предусмотренные п.4 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
*** в 2017 г. окончила ГБОУ г. Москвы "Гимназия N ******" и приказом от 25.08.2017 г. N *** с 01.09.2017 г. зачислена студенткой 1 курса очной формы обучения Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
На обращения Хрущева С.В. по вопросу назначения *** единовременной выплаты по окончании обучения в государственной общеобразовательной организации города Москвы и поступлении в организацию высшего профессионального образования, предусмотренной ч.14 ст. 8 Закона г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", письмами начальника отдела социальной защиты населения района *** ЮВАО г. Москвы от 20.12.2017 г. и Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 11.01.2018 г. отказано со ссылкой на отсутствие у подопечной *** постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Хрущева С.В. в интересах несовершеннолетней *** о признании незаконным решения об отказе в установлении единовременной денежной выплаты детям, оставшимся без попечения родителей, об обязании произвести соответствующую выплату, суд первой инстанции руководствовался Конституцией Российской Федерации, Законом г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, в городе Москве", Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Уставом г. Москвы, ст. 20 ГК РФ и исходил из того, что *** не имеет регистрации по месту жительства в городе Москве, куда, будучи зарегистрированной по месту жительства: ***, прибыла для временного проживания, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Однако с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статьей 8 Закона г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" предусмотрены дополнительные гарантии права на образование.
Согласно части 3 названной статьи обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 14 приведенной статьи установлено, что на выпускников государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений города Москвы - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные частями 3 и 9 настоящей статьи, на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Москвы.
В целях реализации части 14 статьи 8 Закона г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Правительством Москвы принято постановление от 04.12.2007 г. N 1037-пп, которым утвержден Порядок установления и выплаты единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет (далее - Порядок).
Согласно преамбуле данного Порядка он регулирует вопросы, связанные с установлением и выплатой единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях города Москвы или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, вцелях реализации дополнительных гарантий, предусмотренных частью 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях города Москвы или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в натуральной форме и выплаты единовременного денежного пособия определяется Департаментом социальной защиты населения города Москвы.
Пунктом 1.1 Порядка определено, что единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях города Москвы или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет (далее - единовременная денежная выплата) производится детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, закончившим общеобразовательные учреждения города Москвы и пребывание в семье (под попечительством, в приемной семье) в связи с достижением возраста 18 лет, при зачислении в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования или при трудоустройстве.
В силу п. 2.3 Порядка, лицо, обратившееся с заявлением (далее - заявитель) о назначении единовременной денежной выплаты, представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя, возраст, место жительства.
Единовременная денежная выплата назначается на основании следующих документов:
- справки, выданной уполномоченным органом в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу (приложение 2 к настоящему Порядку);
- аттестата о получении основного общего или среднего (полного) общего образования.
Для назначения единовременной денежной выплаты в связи с зачислением в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования дополнительно представляется справка о зачислении в образовательное учреждение начального, среднего или высшего профессионального образования.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка основаниями для отказа в назначении единовременной денежной выплаты являются:
- окончание общеобразовательного учреждения, не относящегося к образовательным учреждениям города Москвы;
- отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.3 данного Порядка;
- получение ранее единовременной денежной выплаты, за исключением случаев, указанных в пунктах 1.4 и 1.5 Порядка.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов ( пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на спорную единовременную денежную выплату, связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства этих детей. Эти нормативные положения соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства судом первой инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Как усматривается из материалов дела, оставшаяся без попечения родителей несовершеннолетняя *** поставлена на учет в уполномоченном органе в сфере опеки, попечительства и патронажа Муниципалитет внутригородского муниципального образования *** г. Москвы по месту жительства опекуна с разрешением регистрации подопечной по месту пребывания в городе Москве на период нахождения под опекой.
*** зарегистрирована по месту пребывания по месту регистрации опекуна Хрущева С.В. по адресу: г. ***.
Согласно представленным документам, *** с 2010 г. обучается в учебных учреждения, расположенных в городе Москве, прикреплена и наблюдается в ГБУЗ г. Москвы "Детская городская поликлиника N *** ДЗМ"; на содержание подопечной *** назначены и выплачиваются денежные средства согласно Закону г. Москвы от 15.12.2004 г. N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Из содержания Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" следует, что он направлен на создание условий для повышения уровня жизни и гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти г. Москвы комплекса мер, включающих в томчисле материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, поставив несовершеннолетнего ребенка *** на учет в уполномоченном органе в сфере опеки, попечительства и патронажа Муниципалитета внутригородского муниципального образования *** г. Москвы, назначив ее опекуну Хрущеву С.В. денежные средства на содержание несовершеннолетней ***, уполномоченный орган опеки и попечительства г. Москвы установил, что местом жительства подопечной *** является город Москва.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что несовершеннолетняя *** не имеет постоянного места жительства в городе Москве и, соответственно, не имеет права на дополнительную гарантию для детей, оставшихся без попечения родителей, установленную ч.14 ст. 8 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", сделан без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов, в связи с чем оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным, с учетом положений ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене, а требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за ***, *** года рождения, право на однократное получение единовременной денежной выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях и при поступлении в учреждения начального среднего или высшего профессионального образования или трудоустройства.
Обязать УСЗН ЮВАО г. Москвы установить и выплатить ***, *** года рождения единовременную денежную выплату детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях и при поступлении в учреждения начального среднего или высшего профессионального образования или трудоустройства.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.