Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.
и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В,
при секретаре Воропаевой Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе УСЗН ЗелАО города Москвы на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 16 июля 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Залюбовского Е.Е. к Управлению социальной защиты населения Зеленоградского АО г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, возложении обязанности - удовлетворить,
признать решение N *** от *** ОСЗН районов Матушкино и Савелки об отказе в выдаче Залюбовскому Е.Е. удостоверения многодетной семьи - незаконным,
обязать Управление социальной защиты населения Зеленоградского АО г. Москвы выдать Залюбовскому Е.Е. удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛА:
Залюбовский Е.Е. 08.05.2018 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Зеленоградского административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЗелАО г. Москвы) в лице отдела социальной защиты населения районов Матушкино и Савелки о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение, мотивируя обращение тем, что его семья, имеющая *** детей, постоянно проживает в городе ***, *** истец обратился в ОСЗН районов Матушкино и Савелки с заявлением о предоставлении государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", однако в ее предоставлении было отказано ввиду того, что такая услуга предоставляется гражданам, имеющим место жительства в городе Москве, в то время как супруга истца и ее дочь в городе *** зарегистрированы временно по месту пребывания; решение об отказе в предоставлении государственной услуги истец полагает незаконным, поскольку само по себе отсутствие регистрации органами регистрационного учета не может служить основанием для отказа в реализации прав и свобод гражданина, что нарушает права истца на получение гарантий, льгот и компенсаций, предоставляемых многодетным семьям в городе Москве.
Определением суда от 14.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы) (л.д. 29-30).
В судебном заседании истец требования поддержал, третье лицо - Залюбовская А.Н. полагала требования обоснованными.
Представитель ответчика УСЗН ЗелАО г. Москвы требования не признала.
Третье лицо ГБУ МФЦ города Москвы в судебное заседание не явилось, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 36).
16.07.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик УСЗН ЗелАО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, подписанной начальником управления С*.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН ЗелАО г. Москвы по доверенности Куборская Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Залюбовский Е.Е. против ее удовлетворения возражал, третьи лица Залюбовская А.Н, ГБУ МФЦ города Москвы в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 75, 80).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что Залюбовский Е.Е, *** года рождения, с *** состоит в зарегистрированном браке с Залюбовской (до брака - Н*) А.Н, *** года рождения, которые являются родителями З*, *** года рождения, и З*, *** года рождения; Залюбовская А.Н. также является матерью З* (до перемены фамилии - Ю*), *** года рождения, отцом которой является Ю* (л.д. 14-20).
Согласно единому жилищному документу Залюбовский Е.Е. по достижении 16-летнего возраста постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: ***; с рождения по данному адресу постоянно зарегистрированы его дети З*, *** года рождения, и З***, *** года рождения (л.д. 23, 24, 43-44).
Залюбовская А.Н. и ее дочь З*, *** года рождения, постоянно зарегистрированы в ***, а по адресу: *** зарегистрированы временно по месту пребывания с *** по *** (л.д. 21-22, 43-44).
Согласно материалам дела З*, *** года рождения, обучается в ГБОУ города Москвы Школа N ***, а также наблюдается в ГБУЗ "Детская городская поликлиника N *** ДЗМ", находящихся в ***.
*** Залюбовский Е.Е. обратился в ОСЗН районов Матушкино и Савелки УСЗН ЗелАО г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", при этом в приеме документов было отказано (л.д. 9).
Решением ОСЗН районов Матушкино и Савелки УСЗН ЗелАО г. Москвы N *** от *** в предоставлении государственной услуги Залюбовскому Е.Е. отказано ввиду отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги на основании п. 2.8.5. Административного регламента предоставления государственных услуг от 03.07.2012 N 301-ПП, поскольку указанная услуга может быть предоставлена гражданам, имеющим место жительства в городе ***, учитывая, что удостоверение является основанием для предоставления льгот, установленных для многодетных семей законодательством Москвы (л.д. 45).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 N 301-ПП, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку федеральным законодательством не установлено ограничений для реализации гарантий многодетным семьям по регистрации граждан органами регистрационного учета по месту жительства, а меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, т.е. в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Так, Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам субъектов Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительных меры социальной поддержки за счет собственных средств.
Дополнительные меры социальной поддержки, устанавливаемые в городе Москве как субъекте Российской Федерации в порядке статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" многодетным семьям также в силу общих конституционных принципов недопустимости дискриминации ( ст. 19 Конституции РФ) гарантируются всем лицам, относящимся к категории многодетных семей, постоянно проживающих на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Законом города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" определены меры социальной поддержки семей с детьми (единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания), а также категории получателей мер социальной поддержки, в том числе многодетные семьи; указанным законом предусмотрено, что его действие распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве, при этом место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст. 1), а финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством города Москвы (ст. 37).
Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 12.12.2014 N 756-ПП утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, а также Административный регламент предоставления государственных услуг по назначению отдельных социальных выплат многодетным семьям, в соответствии с п. 4 которого финансовое обеспечение предоставления денежных выплат семьям с детьми осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 N 301-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 12.12.2014 N 756-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственных услуг по социальной поддержке многодетных семей, в том числе Административный регламент предоставления государственной услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", п. 2.5. которого устанавливает, что в качестве заявителей могут выступать один из родителей в многодетной семье, а также усыновитель, опекун (попечитель), мачеха, отчим из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве, а при проживании родителей по месту жительства по разным адресам в городе Москве государственная услуга предоставляется одному из родителей по месту его жительства в городе Москве; в п. 2.8. установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия такой информации в указанном документе, помимо документа, удостоверяющего личность заявителя, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а также документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве детей, с учетом которых предоставляется государственная услуга.
В ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из анализа положений статей 2 и 3 указанного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Учитывая установленные по делу обстоятельства о фактическом проживании многодетной семьи Залюбовского Е.Е.в городе ***, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, а также учитывает, что решением Люберецкого управления социальной защиты населения Московской области N *** от *** Залюбовской А.Н. отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи Московской области ввиду отсутствия у ее супруга Залюбовского Е.Е. и двух детей места жительства в ***, в связи с чем указанная многодетная семья не является получателем соответствующих социальных гарантий и льгот в другом субъекте Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы УСЗН ЗелАО города Москвы о том, что функции по оформлению и выдаче удостоверения многодетной семьи возложены на ГБУ МФЦ города Москвы не влекут отмену решения суда, поскольку обжалуемое решение N *** от *** об отказе в выдаче такого удостоверения было принято именно УСЗН ЗелАО города Москвы в лице его территориального подразделения ОСЗН районов Матушкино и Савелки.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, доводы апелляционной жалобы УСЗН ЗелАО города Москвы не содержат правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 16 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН ЗелАО города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.