Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Мызниковой Н.В, Рачиной К.А,
при секретаре Решетовой К.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Бондаренко Артема Владимировича на решение Люблинского районного суда города Москвы от 17 июля 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Военного комиссариата города Москвы к Бондаренко АВ о взыскании излишне полученных социальных пособий- удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Военного комиссариата города Москвы с Бондаренко Артёма Владимировича излишне полученные социальные пособия за период с 06 марта 2015 по 30 ноября 2016 года в размере 110 368, 44 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать в бюджет города Москвы с Бондаренко Артёма Владимировича государственную пошлину в размере 3 407, 37 руб.",
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат г. Москвы обратился в суд с иском к Бондаренко А.В, просил взыскать с ответчика в свою пользу неосновательно полученное социальное пособие за период с 01 декабря 2014 года по 30 ноября 2016 года в размере 126 135 руб. 36 коп, мотивируя свои требования тем, что с 28 марта 2012 года Бондаренко А.В. являлся получателем социального пособия, предусмотренного ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". С 20 ноября 2014 года истец поступил на службу в ФКУ НИИ ФСИН России по г. Москве, однако в нарушение требований закона о безотлагательном сообщении о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия, ответчик не сообщил о своем трудоустройстве, в связи с чем за период с 01 декабря 2014 года по 30 ноября 2016 года получал пособие без законных оснований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам своей апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца - Арутюнян К.Р, ответчика Бондаренко А.В, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бондаренко А.В, с 28 марта 2012 года являлся получателем социального пособия, предусмотренного ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно заявлению Бондаренко А.В. от 28 марта 2012 года о назначении социального пособия с условиями его выплаты он ознакомлен и при наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение, в том числе в виде зачисления на военную службу, службу в органы МВД, ФСБ, МЧС, таможенные органы, органы прокуратуры, о поступлении на работу, обязался немедленно сообщать в отдел военного комиссариата по месту жительства.
Согласно приказу от 20 ноября 2014 года N 161-лс Бондаренко А.В. назначен на должность главного научного сотрудника отдела координации, организации и планирования научно - исследовательской работы ФКУ НИИ ФСИН России, по контракту сроком на 5 лет, с 20 ноября 2015 года, а приказом от 16 декабря 2014 года N942-лс Бондаренко А.В. присвоено специальное звание: лейтенант внутренней службы.
За период с 01 декабря 2014 года по 30 ноября 2016 года выплата социального пособия произведена Бондаренко А.В. в сумме 126 135 руб. 36 коп.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию; порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством РФ.
В силу указанного пункта в ранее действующей редакции военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:
при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания;
за каждый год свыше 15 лет - 3 процентов суммы оклада денежного содержания.
Военнослужащим - гражданам, уволенным по тем же основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.
Порядок выплаты указанных в настоящем пункте социального пособия и оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ежемесячное социальное пособие, которое установлено п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом) и назначено до 01.01.2013 гражданам, уволенным с военной службы, выплачивается им в ранее установленном размере до истечения пяти лет с даты его назначения.
В силу п. 18 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в ранее действующей редакции) гражданам, которые в период получения ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому (специальному) званию вновь поступают на военную службу, а также на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы или органы прокуратуры Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, выплата ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому (специальному) званию прекращается со дня поступления на службу.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Разрешая спор и применяя указанные выше положения действующего законодательства, а также нормы, регулирующие отношения из обязательств вследствие неосновательного обогащения, суд пришел к правильному выводу о том, что основания для взыскания с ответчика в пользу истца неосновательно полученного социального пособия имеются.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Бондаренко А.В. своевременно сообщил в отдел военного комиссариата по месту жительства о своем поступлении на службу в ФКУ НИИ ФСИН России по г. Москве, суду не представлено.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что заявление о назначении пособия, в котором разъяснены условия и основания прекращения его выплаты, а также обязанность сообщения об обстоятельствах, влияющих на его выплату, он не подписывал, поскольку заявление от 28 марта 2012 года имеется в материалах пенсионного дела Бондаренко А.В. Более того, на основании данного заявления Бондаренко А.В. назначена выплата социального пособия, получая которое он не сообщил о наличии оснований для прекращения его выплаты.
Вместе с тем, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, который в силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, истечение ее срока является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Вопрос о применении срока исковой давности к требованиям, заявленным истцом, разрешен судом в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе с учетом разъяснений Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", учитывая, что социальное пособие выплачивалось ежемесячно и такая выплата носила регулярный характер.
Суд первой инстанции обоснованно счет возможным применить срок исковой давности и взыскать с ответчика в пользу истца сумму неосновательно полученного социального пособия за последние три года, предшествующие обращению истца в суд, то есть за период с 06 марта 2015 года по 30 ноября 2016 года в размере 110 368 руб. 44 коп.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица - ФСИН России не могут повлечь отмену решения суда, поскольку данные обстоятельства права ответчика не нарушают, ФСИН России о нарушении своих прав не заявляет.
Являются ошибочными доводы жалобы об отсутствии у лица, подавшего в суд исковое заявление, соответствующих полномочий, поскольку исковое заявление подписано представителем Арутюнян К.Р. на основании доверенности от 15 февраля 2018 года, предусматривающей полномочие на подписание и предъявление искового заявления от имени Военного комиссариата г. Москвы. При этом исковое заявление подано в интересах Военного комиссариата г. Москвы, а не его структурного подразделения (комиссариат Люблинского района г. Москвы).
Ссылка ответчика на п. 7 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ в обоснование довода о необходимости выплаты ежемесячного социального пособия в течение пяти лет с даты его назначения основана на ошибочном толковании норм права, поскольку выплата пособия предусмотрена для уволенных с военной службы и не поступивших вновь на военную (и иную) службу.
Указание в исковом заявлении о солидарном взыскании пособия с ответчика не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку в решении отсутствует указание на солидарное взыскание пособия.
Ответчик, ссылаясь на п. 3 ст. 1109 ГК РФ, указывает на отсутствие своей недобросовестности при получении спорных выплат.
Между тем такая недобросовестность установлена судом и выражается в том, что выплаченное ответчику пособие предусмотрено для уволенных с военной службы граждан и не проходящих соответствующую службу, тогда как Бондаренко А.В, поступив на службу, не уведомил об этом военный комиссариат. При этом Бондаренко А.В. предоставил письменное обязательство сообщать об обстоятельствах, влияющих на выплату пособия.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Апелляционные жалобы сторон не содержат иных обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, в связи с чем их доводы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку направлены на иное толкование закона и не опровергают выводы суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 17 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бондаренко Артёма Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.