Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Акульшиной Т.В.
судей Мареевой Е.Ю, Шубиной И.И.
при секретаре Трусковской И.Е,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мареевой Е.Ю,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области Соловьевой Е.А. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2018 года, которым постановлено:
"Иск Иванова А.А. к ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области о признании решения незаконным, обязании рассмотреть вопрос о включении в списки очередников удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области от 26 января 2018 года в части отказа во включении Иванова Андрея Александровича и членов его семьи в списки очередников ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, нуждающихся в предоставлении жилья по социальному найму.
В удовлетворении остальной части иска отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области от 26 января 2018 года в части отказа во включении Иванова Андрея Александровича и членов его семьи в списки очередников ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, нуждающихся в предоставлении жилья по социальному найму, обязать рассмотреть вопрос о включении в списки очередников.
В обосновании своего иска указал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 2003 года. В июне 2003 года в Центре инженерно-технического обеспечения ГУИН Минюста России в г. Волгограде он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся. В октябре 2014 года он был переведен на новое место службы в ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области, но до настоящего времени жильем не обеспечен. Жилых помещений на праве собственности он не имеет, жилищное дело истца, поступившее по новому месту службы, было возвращено обратно в адрес Волгоградского филиала ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России. На обращение к ответчику с заявлением о включении в списки очередников, принятых на учет до 01 марта 2005 года, был получен отказ, оформленный протоколом жилищно-бытовой комиссии N 1 от 26.01.18 г. Истец, ссылаясь на сохранение за ним права состоять на жилищном учете после 01.03.05г, просит признать решение от 26.01.18 г. незаконным и обязать ответчика рассмотреть вопрос о включении его и членов его семьи в списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 01.03.05 г, с даты постановки на жилищный учет - 27.05.03 г.
В ходе судебного заседания истец и представитель истца требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что с 01.03.05 г. во всех органах и учреждениях УИС постановка граждан на жилищный учет прекращена, так как принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных по месту жительства. Истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН по Волгоградской области. Кроме того, в феврале 2016 года он был принят по месту прохождения службы на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области Белова А.С. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
Истец Иванов А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
В судебном заседании установлено, что истец с 2003 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, с 2014 года - в ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области.
04.06.03 г. Иванов А.А. включен в очередь на улучшение жилищных условий по месту прохождения службы в ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России (по Волгоградской области).
Протоколом N 1 от 26.01.18 г. заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Московской области истцу было отказано в удовлетворении заявления о включении в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сослался на нормы ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и пришел к выводу, что право истца на получение жилой площади возникло в 2003 году, не прерывалось и не утрачено до настоящего времени. Право истца на получение жилой площади не реализовано по месту прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в Волгоградской области, в связи с чем суд пришел к выводу, что истец подлежал постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения и включению в списки очередников на получение жилого помещения по договору социального найма по новому месту работы. То обстоятельство, что истец с 2014 года продолжил службу в уголовно-исполнительной системе в другом субъекте Российской Федерации, по мнению суда, не может служить основанием для лишения его ранее возникшего права на обеспечение жилой площадью.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они не основаны на законе.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в предмет регулирования которого входят вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы) (ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (статья 7 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет (п. 23 Правил).
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют сотрудники уголовно-исполнительной системы, а также граждане, уволенные со службы в уголовно-исполнительной системе, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
Как усматривается из материалов дела, истец Иванов А.А. в 2016 году выразил желание получить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения и 29 февраля 2016г. Иванов А.А. был поставлен с учетом состава семьи из 5-и человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11 января 2016 г. (л.д.6).
Требования истца поставить его на учет на получение жилого помещения по договору социального найма не основаны на законе.
Положениями ст. 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 55, п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Согласно смыслу приведенных норм законодательства, жилые помещения по договорам социального найма с последующей передачей их в муниципальную собственность предоставляются сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы и уволенным со службы на пенсию гражданам (сотрудникам), принятым до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту их постоянной регистрации в соответствующем субъекте РФ. Выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в силу Определения Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2009 года N 1549-II положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Как видно из материалов дела, постоянным местом жительства истца является г. Волгоград, где он и был принят на жилищный учет в 2003 году, до настоящего времени состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в УФСИН по Волгоградской области (л.д.10). Именно по тому, что истец был принят на жилищный учет до 01 марта 2003 года и был положительно решен вопрос о постановке его на учет для получения социальной выплаты в 2016 г. по новому месту службы в Подмосковье.
Повторно рассматривать вопрос о принятии Иванова А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий оснований не имелось, поскольку законом право одновременно состоять в двух очередях не предоставлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Иванова А.А. у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании ч.1 ст.330 ГПК РФ с вынесением нового решения в соответствии со ст. 328 ГПК РФ об отказе Иванову А.А. в иске в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Иванова Андрея Александровича к ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от 26 января 2018 года, об обязании рассмотреть вопрос о включении в списки очередников, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма с даты постановки на учет - с 27 мая 2003 года, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.