Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 10 июля 2018 года, которым установлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ИНА XXI " к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период с 1 января 2017 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: *******:
общей площадью 2203,1 кв.м с кадастровым номером ******* в размере 160 229 490 (сто шестьдесят миллионов двести двадцать девять тысяч четыреста девяносто) руб. на период до 27 апреля 2017 года;
общей площадью 837,1 кв.м с кадастровым номером *******в размере 98 645 380 (девяносто восемь миллионов шестьсот сорок пять тысяч триста восемьдесят) руб. на период до 3 марта 2017 года;
общей площадью 638,9 кв.м с кадастровым номером *******в размере 116 827 714 (сто шестнадцать миллионов восемьсот двадцать семь тысяч семьсот четырнадцать) руб. на период до 6 марта 2017 года;
общей площадью 1935,4 кв.м с кадастровым номером *******:3374 в размере 278 049 967 (двести семьдесят восемь миллионов сорок девять тысяч девятьсот шестьдесят семь) руб. на период до 3 марта 2017 года ;
общей площадью 1794,8 кв.м с кадастровым номером *******в размере 284 885 229 (двести восемьдесят четыре миллиона восемьсот восемьдесят пять тысяч двести двадцать девять) руб. на период до 6 марта 2017 года;
общей площадью 1790,5 кв.м с кадастровым номером *******:1147 в размере 284 323 108 (двести восемьдесят четыре миллиона триста двадцать три тысячи сто восемь) руб. на период до 6 марта 2017 года;
общей площадью 1541,4 кв.м с кадастровым номером ******* в размере 248 715 612 (двести сорок восемь миллионов семьсот пятнадцать тысяч шестьсот двенадцать) руб. на период до 6 марта 2017 года ;
общей площадью 728,6 кв.м с кадастровым номером *******:3371 в размере 129 347 191 (сто двадцать девять миллионов триста сорок семь тысяч сто девяносто один) руб. на период до 6 марта 2017 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "ИНА XXI " с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является 20 декабря 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
ООО "ИНА XXI" обратилось с административным иском в Московский городской суд, в котором, уточнив требования, просило установить кадастровую стоимость расположенных по адресу: *******, нежилых помещений с кадастровыми номерами: *******, *******:3361, *******:3369, *******:3374, *******:1146, *******:1147, *******, *******:3371 в размере их рыночной стоимости, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником расположенных по адресу: *******, нежилых помещений: общей площадью 2203,1 кв.м с кадастровым номером *******; общей площадью 837,1 кв.м с кадастровым номером *******:3361; общей площадью 638,9 кв.м с кадастровым номером *******:3369; общей площадью 1935,4 кв.м с кадастровым номером *******:3374; общей площадью 1794,8 кв.м с кадастровым номером *******:1146; общей площадью 1790,5 кв.м с кадастровым номером *******:1147; общей площадью 1541,4 кв.м с кадастровым номером *******; общей площадью 728,6 кв.м с кадастровым номером *******:3371.
Кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 01.01.2016 утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.".
24 апреля 2017 года в ЕГРН внесены изменения площади нежилого помещения с кадастровым номером *******; 3 марта 2017 года в ЕГРН также внесены изменения в отношении площадей нежилых помещений с кадастровыми номерами *******:3369; *******; *******:3371; *******:1146; *******:1147; нежилые помещения с кадастровыми номерами *******:3361; *******:3374 сняты с регистрационного учета в связи с их разделом, соответственно кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была пересмотрены на вышеупомянутые даты.
Решением Комиссии от 18 января 2018 года в удовлетворении данного заявления отказано.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета об оценке требованиям действующего законодательства.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Вердикт-оценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: *******: общей площадью 2203,1 кв.м с кадастровым номером ******* в размере 160 229 490 руб.; общей площадью 837,1 кв.м с кадастровым номером *******в размере 98 645 380 руб.; общей площадью 638,9 кв.м с кадастровым номером *******в размере 116 827 714 руб.; общей площадью 1935,4 кв.м с кадастровым номером *******:3374 в размере 278 049 967 руб.; общей площадью 1794,8 кв.м с кадастровым номером *******в размере 284 885 229 руб.; общей площадью 1790,5 кв.м с кадастровым номером *******:1147 в размере 284 323 108 руб.; общей площадью 1541,4 кв.м с кадастровым номером ******* в размере 248 715 612 руб.; общей площадью 728,6 кв.м с кадастровым номером *******:3371 в размере 129 347 191 руб.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Михалева Т.Д.
адм. дело N 33а-7891
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 ноября 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 10 июля 2018 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.