Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Агаевой Г.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В, административное дело по апелляционной жалобе административных истцов Вениаминовой К.И, Вениаминовой Н.Г. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 20 августа 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Вениаминовой К.И, Вениаминовой Н.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании действий (бездействия) незаконными - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Вениаминова К.И, Вениаминова Н.Г. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконными действий, выразившихся в снятии квартир N "***" и N "***", расположенных по адресу: г. Москва, "***", с кадастрового учета 28 и 21 декабря 2017 года, и бездействия, выразившегося в сохранении кадастрового учета в отношении указанных квартир с 22 октября 2009 года (с момента прекращения права собственности административных истцов на недвижимое имущество в связи со сносом многоквартирного дома), признать недостоверной запись в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровом учете квартиры N "***" по адресу: г. Москва, "***", за период с 22 октября 2009 года по 28 декабря 2017 года, признать недостоверной запись в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровом учете квартиры N "***" по адресу: г. Москва, "***", за период с 22 октября 2009 года по 21 декабря 2017 года, обязать административного ответчика снять квартиры с кадастрового учета с момента сноса дома по адресу: г. Москва, "***",: с 22 октября 2009 года, взыскать судебные расходы.
Требования мотивированы тем, что Вениаминова К.И. и Вениаминова Н.Г. являлись собственниками квартир N "***" и "***" соответственно, расположенных по адресу: г. Москва, "***", право собственности административных истцов на указанные жилые помещения было прекращено 22 октября 2009 года в связи со сносом многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, однако соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости административным ответчиком своевременно внесены не были, государственный кадастровый учет в отношении квартиры N "***" прекращен лишь 21 декабря 2017 года, в отношении квартиры N "***" - 28 декабря 2017 года.
Административный истец Вениаминова К.И, также представляющая интересы административного истца Вениаминовой Н.Г, в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по доверенности Клименко Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца Вениаминову К.И, также представляющую интересы административного истца Вениаминовой Н.Г, доводы апелляционной жалобы поддержавшую, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, действующую на основании доверенности Асонову С.В, возражавшую против доводов жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Вениаминовой Н.Г, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явившейся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившей об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом установлено, что 08 января 2002 года зарегистрировано право общей долевой собственности Вениаминовой Н.Г. и Вениаминова А.Г. на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, "***", кв. "***", площадью "***" кв.м, кадастровый номер объекта "***", о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации N "***".
01 марта 2010 года между городом Москвой в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Вениаминовой Н.Г, Вениаминовым А.Г. заключен договор передачи квартиры в собственность в порядке компенсации за снесенное жилое помещение, по условиям которого город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 27 апреля 2005 года N 697-РП "О программе реновации территорий сложившейся застройки в Центральном административном округе города Москвы" и в соответствии с распоряжением префекта ЦАО города Москвы от 24 декабря 2008 года N 6198-рзп "О предоставлении Вениаминовой Н.Г, Вениаминову А.Г, являющихся собственниками жилого помещения в связи с освобождением дома", в порядке компенсации за снесенное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, "***", кв. "***", передает, а Вениаминова Н.Г. и Вениаминов А.Г. принимают в общую равнодолевую собственность квартиру N "***", расположенную по адресу: г. Москва, "***" (л.д. 73).
Квартира N "***", расположенная по адресу: г. Москва, "***", снята с кадастрового учета 21 декабря 2017 года на основании заявления Вениаминовой Н.Г. (л.д. 134).
07 июня 2004 года зарегистрировано право собственности Вениаминовой К.И. на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, "***", кв. "***", площадью 43,3 кв.м, кадастровый номер объекта "***", о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации N "***".
29 декабря 2012 года между городом Москвой в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Вениаминовой К.И. заключен договор передачи квартиры в собственность в порядке компенсации за снесенное жилое помещение, по условиям которого город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 27 апреля 2005 года N 697-РП "О программе реновации территорий сложившейся застройки в Центральном административном округе города Москвы" и в соответствии с распоряжением префекта ЦАО города Москвы от 22 декабря 2008 года N 6120-рзп "О предоставлении Вениаминовой К.И, являющейся собственником жилого помещения в связи с освобождением дома", в порядке компенсации за снесенное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, "***", кв. "***", передает, а Вениаминова К.И. принимает в собственность квартиру N 212, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Ковров переулок, д. 4, корп. 2 (л.д. 24-25).
Квартира N "***", расположенная по адресу: г. Москва, "***", снята с кадастрового учета 28 декабря 2017 года на основании заявления Вениаминовой К.И. (л.д. 127).
Разрешая данные требования и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу о том, что действия (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве являются законными, прав и законных интересов административных истцов не нарушают.
Данные выводы суда признаются судебной коллегией правильными.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости ( часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ) "О государственной регистрации недвижимости").
В силу части 1 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений ( часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ) "О государственной регистрации недвижимости").
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона, также отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ) "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Применяя вышеприведенные нормы права и учитывая то обстоятельство, что сведения о прекращении существования объекта носят заявительный характер, а соответствующие заявления о снятии с кадастрового учета жилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, "***", кв. "***" и кв. "***", направлены в Управление Росреестра по Москве 31 октября 2017 года, после чего по результатам их рассмотрения объекты 21 и 28 декабря 2017 года сняты с кадастрового учета, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что возложение на регистрирующий орган обязанности по снятию объекта с государственного кадастрового учета спорных объектов с 22 октября 2009 года противоречит нормативному регулированию ведения государственного кадастрового учета.
При этом суд справедливо учел, что действия административного ответчика прав административных истцов не нарушали.
Судебная коллегия отмечает, что, имея намерение не производить уплату налогов за объекты недвижимости, которые ранее принадлежали Вениаминовой К.И, Вениаминовой Н.Г, и были расположены в снесенном доме, административными истцами выбран неверный способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Вениаминовой К.И, Вениаминовой Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.