Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 18 сентября 2018 года, которым постановлено: "Административное исковое заявление акционерного общества "МоЗаЛ" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 96 738 000 (девяносто шесть миллионов семьсот тридцать восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 390 823 000 (триста девяносто миллионов восемьсот двадцать три тысячи) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 7 декабря 2017 года."
УСТАНОВИЛА:
АО "МоЗаЛ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ** и нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **.
В обоснование своих требований АО "МоЗаЛ" указывает, что названные здания принадлежат Обществу на основании права собственности и несоответствие их кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." по состоянию на 1 января 2016 года для здания с кадастровым номером ** в размере 198 099 810,79 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 614 397 321,33 рублей и рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество. В подтверждение своих требований АО "МоЗаЛ" представлен отчёт об оценке от 4 декабря 2017 года N **, подготовленный оценщиком **, согласно которому, по состоянию на 1 января 2016 года, рыночная стоимость здания 1 определена в размере 129 082 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 429 401 000 рублей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
В связи с проведением по делу судебной оценочной экспертизы, административный истец уточнил свои требования и просил установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, для здания с кадастровым номером ** в размере 96 738 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 390 823 000 рублей.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, возражал против удовлетворения требований АО "МоЗаЛ".
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещённым надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что АО "МоЗаЛ" является собственником нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ** и нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года для здания с кадастровым номером ** в размере 198 099 810,79 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 614 397 321,33 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21 декабря 2017 года N ** отклонено заявление АО "МоЗаЛ" от 7 декабря 2017 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, АО "МоЗаЛ" представило в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 4 декабря 2017 года N **, подготовленный оценщиком **, согласно которому, по состоянию на 1 января 2016 года, рыночная стоимость здания 1 определена в размере 129 082 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ** по состоянию на 1 января 2016 года в размере 429 401 000 рублей.
Определением суда от 13 июня 2018 года по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту **
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 14 августа 2018 года N **, отчёт об оценке от 4 декабря 2017 года N **, подготовленный оценщиком **, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, определённая в отчёте, не подтверждается. Рыночная стоимость определена экспертом по состоянию на 1 января 2016 года для здания с кадастровым номером ** в размере 96 738 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 390 823 000 рублей.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.