Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре Т.В. Черевичной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Абдулла Сазан Азад Абдулла на решение Басманного районного суда г. Москвы от 11 июля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Абдулла Сазан Азад Абдулла о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 3 апреля 2018 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение ГУ МВД России по Московской области от 11 января 2018 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Абдулла Сазан Азад Абдулла обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью оспариваемого решения государственного органа, поскольку для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, по ее мнению, имелись гуманные основания, заключающиеся в наличии опасности для жизни и здоровья административного истца в случае возвращения на родину в Республику Ирак.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 11 июля 2018 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Абдулла Сазан Азад Абдулла отказать.
В апелляционной жалобе Абдулла Сазан Азад Абдулла ставится вопрос об отмене решения суда.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Абдулла Сазан Азад Абдулла, *** года рождения, гражданка Республики Ирак, уроженка г. Сулеймания, По национальности - курдка, вероисповедание - христианство (православие), родной язык курдский, свободно владеет русским языком. Образование - среднее.
Прежнее постоянное место жительства заявительницы - г. Сулеймания. Ирак.
По данным АС ЦБДУИГ, последний раз на территорию Российской Федерации Абдулла Сазан Азад Абдулла прибыла 18 апреля 2017 года на основании однократной визы ЭБЛ7607, периодом действия с 15 апреля 2017 года, по 5 мая 2017 года, цель въезда - лечение, принимающая сторона -Федеральное государственное автономное учреждение Национальный медицинский исследовательский центр Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирурги" глаза имени академика С.Н. Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Домодедово". Также имеются сведения о привлечении заявительницы 7 октября 2017 года к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывшим (проживания) в Российской Федерации), с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Личность заявительницы удостоверена национальным заграничным паспортом серии А N 10953126, выданным 29 декабря 2016 года, МВД Республики Ирак, сроком действия до 27 декабря 2024 года.
Семейное положение - разведена. От брака имеет троих сыновей, граждан Республики Ирак: Миран Жамаль Ариа, 8 мая 2007 года рождения, Миран Жамаль Ляхо, 15 сентября 2010 года рождения, и Миран Жамаль Хано, 23 сентября 2013 года рождения. Дети проживают с бывшим супругом заявительницы на территории Ирака.
На территории страны гражданской принадлежности проживает мать заявительницы. На территории Соединенных Штатов Америки пребывают две сестры и брат заявительницы, их правовой статус не определен. Со слов Абдулла Сазан Азад Абдулла, ее брат является гражданином Российской Федерации (документов, подтверждающих указанный факт не предоставила).
Абдулла Сазан Азад Абдулла пребывает по адресу: Московская область, г. Пушкино, Московский проспект, д. 57, корп. 4, кв. 161 без постановки на миграционный учет. Источник средств к существованию - на иждивении у брата.
7 ноября 2017 года Абдулла Сазан Азад Абдулла впервые обратилась в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Свое заявление она обосновала нестабильной военно-политической обстановкой в стране гражданской принадлежности. Указала, что является христианкой и не желает проживать в исламском государстве. Также сообщила, что после того, как она приняла христианство супруг расторгнул брак, забрал детей и запретил с ними видеться.
Решением ГУ МВД России по Московской области от 11 января 2018 года Абдулла Сазан Азад Абдулла отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
Уведомление о принятом решении получено заявительницей на руки 7 февраля 2018 года.
Указанное решение обжаловала в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе Абдулла Сазан Азад Абдулла новых обстоятельств не привела.
Решением ГУВМ МВД России от 3 апреля 2018 года отказано в удовлетворении жалобы на решение ГУ МВД России по Московской области от 11 января 2018 года об отказе в предоставления временного убежища на территории РФ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного истца, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих предоставления Абдулла Сазан Азад Абдулла разрешения на временное убежище на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России учтено, что административный истец не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", и из отсутствия оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнута негуманному обращению.
Судом обоснованно учтено, что на территории Ирака продолжают проживать ее близкие родственники, и, в случае возвращения административного истца в страну гражданской принадлежности, он может воспользоваться защитой и поддержкой семьи.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Абдулла Сазан Азад Абдулла в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, не имеется.
При вынесении решения, судом первой инстанции правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у той гуманных причин для предоставления временного убежища.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец может подвергнуться негуманному обращению в случае возвращения на родину, судебная коллегия находит несостоятельным.
Абдулла Сазан Азад Абдулла прибыла на территорию Российской Федерации с целью лечения, в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации обратилась спустя семь месяцев с момента последнего прибытия в Россию и только после привлечения к административной ответственности. В 2015 году заявительница, пребывая на территории Российской Федерации, к российском властям за временным убежищем не обратилась.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует национальному законодательству и нормам международного права, содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.