Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Грицких Е.А.
при секретаре Тощакове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2853/2018 по административному исковому заявлению Папенко фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами: 77:02: телефон:2107, 77:02: телефон:2114, 77:02: телефон:2481, 77:02: телефон:2489, 77:02: телефон:2484, 77:02: телефон:2486, 77:02: телефон:2483, 77:02: телефон:2110, 77:02: телефон:2157, 77:02: телефон:2102, 77:02: телефон:7944, 77:02: телефон:2098, 77:02: телефон:2109 по состоянию на 01.01.2016 и 77:02: телефон:2507 - по состоянию на 26.10.2016 в размере их рыночной стоимости.
В обоснование требований административные истцы указали, что являются собственниками указанных помещений, несоответствие внесённой в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права истцов как плательщиков налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административных истцов исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов по результатам повторной судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив исковое заявление и возражения на него, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:02: телефон:2107, 77:02: телефон:2114, 77:02: телефон:2481, 77:02: телефон:2489, 77:02: телефон:2484, 77:02: телефон:2486, 77:02: телефон:2483, 77:02: телефон:2110, 77:02: телефон:2157, 77:02: телефон:2102, 77:02: телефон:7944, 77:02: телефон:2098, 77:02: телефон:2109 и 77:02: телефон:2507, расположенные по адресу: адрес, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Кадастровая стоимость нежилых помещений утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП.
Полагая ее существенно завышенной, не соответствующей рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику наименование организации "Департамент профессиональной оценки" за определением рыночной стоимости объектов. Рыночная стоимость определена оценщиком в отчетах от 4 декабря 2017 года N 04/530/2410, N 04/531/2410, N 04/570/1611, N 04/574/1611, N 04/592/2211, N 04/532/2410, N 04/533/2410, N 04/534/2410, на основании которых заявлены требования об установлении рыночной стоимости.
Данные отчеты об оценке представлялись административными истцами в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решениями Комиссии от 18.01.2018 и 23.01.2018 заявления истцов о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административного ответчика в письменных пояснениях указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 24 мая 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке, представленные административным истцом, составлены с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных помещений составляет: 77:02: телефон:2107 - 4 981 000 руб, 77:02: телефон:2114 - 3 252 000 руб, 77:02: телефон:2481 - 2 740 000 руб, 77:02: телефон:2489 - 3 135 000 руб, 77:02: телефон:2484 - 1 930 000 руб, 77:02: телефон:2486 - 315 410 руб, 77:02: телефон:2483 - 10 033 000 руб, 77:02: телефон:2110 - 4 128 000 руб, 77:02: телефон:2157 - 830 000 руб, 77:02: телефон:2102 - 10 408 000 руб, 77:02: телефон:7944 - 1 641 000 руб. 77:02: телефон:2098 - 5 994 000 руб, 77:02: телефон:2109 - 14 693 000 руб, по состоянию на 01.01.2016 и 77:02: телефон:2507 - 24 843 000 руб. по состоянию на 26.10.2016.
Не согласившись с результатами данной судебной экспертизы, представитель административного ответчика и заинтересованного лица указал на то, что эксперт использовал объекты-аналоги, не соответствующие по назначению объектам исследования, объекты-аналоги со стоимостью предложения, являющейся значительно ниже рыночной стоимости, использовал в рамках доходного подхода для офисных и офисно-торговых помещений в гаражном комплексе величину операционных расходов как для высоклассных бизнес-центров класса А-Б.
В связи с данными возражениями, судом был вызван и допрошен эксперт Туева О.В, которая не отрицала факта использования в качестве объектов-налогов объектов по назначению не соответствующих объектам исследования - офисам, а именно помещений свободного назначения, предназначенных для производства, мастерских, складов, гаражей с возможностью использования под офис, а также объектов-аналогов со стоимостью предложения, являющейся значительно ниже рыночной стоимости, неприменения корректировок.
Учитывая изложенное, у суда возникли сомнения в объективности представленного экспертом заключения по делу, в связи с определением рыночной стоимости объектов исследования ниже стоимости, указанной в представленных истцами отчетах об оценке от 4 декабря 2017 года N 04/530/2410, N 04/531/2410, N 04/570/1611, N 04/574/1611, N 04/592/2211, N 04/532/2410, N 04/533/2410, N 04/534/2410, составленных наименование организации, использованием объектов-аналогов, не соответствующих по назначению офисным помещениям, которыми являются объекты оценки, а также объектов-аналогов со стоимостью предложения ниже средней цены подобранных объектов, в связи с чем суд по ходатайству представителя административного ответчика определением от 24.09.2018 назначил по делу повторную судебную оценочную экспертизу, производство которой поручил наименование организации.
По результатам повторной судебной экспертизы установлена рыночная стоимость в следующих размерах:
77:02: телефон:2107 - 6 626 000 руб, 77:02: телефон:2114 - 4 216 000 руб, 77:02: телефон:2481 - 3 553 000 руб, 77:02: телефон:2489 - 4 424 000 руб, 77:02: телефон:2484 - 2 502 000 руб, 77:02: телефон:2486 - 443 000 руб, 77:02: телефон:2483 - 11 641 000 руб, 77:02: телефон:2110 - 4 709 000 руб, 77:02: телефон:2157 - 995 000 руб, 77:02: телефон:2102 - 13 845 000 руб, 77:02: телефон:7944 - 2 434 000 руб. 77:02: телефон:2098 - 7 972 000 руб, 77:02: телефон:2109 - 20 156 000 руб, 77:02: телефон:2507 - 31 389 000 руб, по состоянию на 01.01.2016 и 26.10.2016, соответственно.
Оценивая заключение повторной судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший повторную судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы, определенная в заключении эксперта итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
О назначении дополнительной экспертизы стороны не просили, напротив, представитель административных истцов согласился с заключением экспертов наименование организации, уточнив исковые требования.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что стороны заключение эксперта не оспаривали, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости - 25 декабря 2017 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку заявление административных истцов о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано 25.12.2017, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года равной рыночной кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, с кадастровыми номерами:
77:02: телефон:2107 в размере 6 626 000 руб,
77:02: телефон:2114 в размере 4 216 000 руб,
77:02: телефон:2481 в размере 3 553 000 руб,
77:02: телефон:2489 в размере 4 424 000 руб,
77:02: телефон:2484 в размере 2 502 000 руб,
77:02: телефон:2486 в размере 443 000 руб,
77:02: телефон:2483 в размере 11 641 000 руб,
77:02: телефон:2110 в размере 4 709 000 руб,
77:02: телефон:2157 в размере 995 000 руб,
77:02: телефон:2102 в размере 13 845 000 руб,
77:02: телефон:7944 в размере 2 434 000 руб,
77:02: телефон:2098 в размере 7 972 000 руб,
77:02: телефон:2109 в размере 20 156 000 руб.
на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 26 октября 2016 года равной рыночной кадастровую стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:02: телефон:2507 в размере 31 389 000 руб. на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Папенко фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 декабря 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Е.А. Грицких
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.